Около 15% населения Северной столицы состоят на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Решение проблемы путем безвозмездной передачи квартир по социальному найму в обозримом будущем невозможно. Сейчас государственные квартиры получают граждане, вставшие на учет еще в 70-е годы прошлого века.
Суть действующей программы в пересечении двух составляющих: социальной и рыночной. Государство не предоставляет жилье, но помогает его купить.
С почином
Несмотря на то что в сравнении с 2001 годом темпы строительства практически удвоились, рост цены квадратного метра до сих пор опережает инфляцию. Очередники – это определенный социальный срез, люди, которым приобретение квартиры не по карману, сколько бы ни удваивались темпы. Однако наиболее состоятельные имеют возможность приобрести квартиру по ипотечному кредиту, при этом из средств бюджета за них будет внесено от 20 до 35% стоимости квартиры. Впрочем, в методике расчета субсидий (постановление городского правительства № 215 «О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий») предусмотрены и взносы размером 45% стоимости. На такую сумму могут рассчитывать граждане, отстоявшие в очереди не менее 15 лет и располагающие собственными средствами от 700 тыс. рублей. Понятно, что такой очередник в природе большая редкость, если вообще встречается.
Постановление № 215 было подписано в феврале 2004 года, но его реализация началась в самом конце четвертого квартала. Поэтому пока можно говорить только об итогах последних полутора лет. На сегодняшний день субсидии получили около 1 200 человек, то есть порядка 400 семей улучшили свои жилищные условия.
План помалу
На фоне существующей очереди, составляющей более полумиллиона человек, это, разумеется, капля в море. В сущности, очередников, воспользовавшихся в последнее время субсидией, можно было бы условно разместить в полутора-двух многоквартирных домах средних размеров. Между тем заместитель председателя Жилищного комитета Игорь Кокарев считает данный продукт востребованным и уверен, что количество потребителей будет увеличиваться. При существующем финансировании, полагает он, ежегодно будут получать субсидии порядка 570 семей.
Кроме того, сейчас готовятся поправки в бюджет, которые позволят увеличить ассигнования в два раза. И, начиная с будущего года, субсидии смогут получить около
1 140 семей.
Комитетом была разработана методика, в соответствии с которой определяется размер субсидии в каждом конкретном случае. Она будет тем больше, чем дольше горожанин состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Но это не означает, что граждане, занявшие место в очереди 30 лет назад, обязательно могут рассчитывать на максимальную сумму начального взноса.
О выслуге лет
При назначении субсидии учитывается платежеспособность гражданина. Чем больше у него собственных денег, тем ниже риск как для бюджета, так и для банка. Тем, соответственно, выше бюджетный взнос. В данном вопросе социальная составляющая 215-го постановления немного хромает. Дольше всех не снимаются с учета именно те, кому не по силам решить жилищные проблемы самостоятельно. «Выслуга лет» на учете дает им определенный бонус, но стесненность в средствах резко его снижает.
Вообще, какой бы стаж пребывания на учете ни имел гражданин, решение его жилищной проблемы гораздо более зависит не от администрации, выдающей субсидию, а от коммерческого банка.
Схема работает следующим образом. Человек приходит в администрацию, пишет заявление и получает список необходимых документов (их всего 7). Затем получает список из 9 банков, с которыми Жилищный комитет подписал соглашения по данной программе. Среди них такие мастодонты финансового бизнеса, как Сбербанк и ПСБ. Там уже знают, что этот человек – очередник. Но этот статус не является достаточным основанием для выдачи кредита. Соискателю придется пройти процедуру андеррайтинга. Если банк отказывает, то никакой бюджетной субсидии гражданин не получит, стой он в очереди хотя бы и с октября 1917-го.
Все ходы записаны
Сейчас банки пытаются серьезно либерализировать требования по андеррайтингу. Говорит Игорь Кокарев: «Надо понимать, что если будет прецедент, когда в одном банке откажут, а в другом дадут согласие, то первый сразу же станет аутсайдером на этом сегменте рынка, потому что его требования отстают от жизни».
С теми очередниками, которые подавали заявление на субсидию в последние полтора года, в основном проблем не возникало. Только по мелочам.
Иногда, например, соискатели бывают обескуражены тем, что им назначают один размер субсидии, а затем пересчитывают его в меньшую сторону. Согласно постановлению № 215, бюджет предоставляет средства на покупку жилья, площадь которого укладывается в социальную норму. Она составляет: для одиноко проживающих граждан – 33 кв. м; для семьи, состоящей из двух человек, –
42 кв. м; для семьи из трех и более человек – 18 кв. м на каждого члена семьи. Если соискатель выбирает квартиру, хотя бы на метр превышающую названную норму, то субсидия пересчитывается. Иначе легко может получиться, что претендующий на 35% получит все 45. Подобного жилкомитет допускать не намерен.
«Постановление-215» – уже третья программа, где бюджет соучаствует в приобретении жилья гражданами. Примерно по тому же принципу работают целевые программы для бюджетников и молодежи. Везде одна суть: вы покупайте, а мы поможем. Чем можем.
Как это ни прискорбно, но выдавать субсидии гораздо дешевле, чем строить дома для всех нуждающихся.
По словам председателя Жилищного комитета Юниса Лукманова, Петербург сегодня является единственным регионом, где одновременно действуют три таких проекта. Интересно, что все они в организационно-правовом плане базируются на новой редакции программы «Жилище», вступившей в действие в начале текущего года. При этом в городе на Неве с ними начали работать задолго до этой даты.