В конце апреля в составе введенного в эксплуатацию торгово-развлекательного комплекса «Планета Нептун» открылся первый в России океанариум. Создание на улице Марата в Адмиралтейском районе подобного объекта было инициативой коммерческих структур. Между тем в Европе заказчиком таких сооружений обычно выступают городские власти.
Якорь брошен
Площадь первой очереди торгово-развлекательного комплекса «Планета Нептун» составляет 28 тыс. кв. м (непосредственно под торговлю отведено около 11 тыс. кв. м). Затраты на реализацию проекта на данном этапе оцениваются в $36 млн, из которых $18 млн – собственные средства заказчика, другая половина – кредит Сбербанка. Само строительство, покупка оборудования и морской фауны обошлись в $16 млн. Срок окупаемости комплекса – 6–7 лет.
Идея создать океанариум родилась при выборе концепции торгово-развлекательного центра. «Мы хотели облагородить район. Возводить на этом участке стандартный торговый центр или ресторан не имело смысла», – рассказывает председатель совета директоров компании-заказчика «Рубин» Игорь Спасский. «Серьезные затруднения создавало то, что объект, несмотря на расположение в центральной части города на одной из известнейших улиц, все же удален от естественных автомобильных и людских потоков», – соглашается Елена Андреева, ритейл-директор IB Group (компания – консультант проекта).
Поэтому решено было сделать упор на развлекательную составляющую. В результате появилась концепция, включающая океанариум, при которой он сам становился центром притяжения потоков. Теоретически торговая функция в подобном комплексе не нужна, но без нее окупаемость солидных затрат на реализацию идеи ставилась под сомнение.
Под океанариум выделили 5 тыс. кв. м. На трех уровнях разместились семь климатических зон (в том числе джунгли и морское побережье), которые включают 32 аквариума общим объемом 1,5 тыс. куб. м.
В морской зоне расположен самый большой бассейн с акулами, через него проходит водный тоннель с движущейся дорожкой. В закрытых и открытых искусственных водоемах обитает около 5 тыс. особей 120 видов: от морских коньков, пираний и рыбок-клоунов до скатов, зубастых мурен и акул. Планируется, что экспозиция будет обновляться.
Морские хищники – леопардовые акулы и акулы-няньки – самые крупные и самые дорогие рыбы. Их длина составляет 2,5–3 м, вес может достигать 170 кг (правда, до таких параметров они еще не доросли). А цена колеблется от $15 до $20 тыс. за особь. В месяц одна акула съедает более чем на $2 тыс. В перспективе морскую живность, сравнимую по стоимости с хорошей иномаркой, собираются застраховать.
Все обитатели океанариума были взяты управляющей компанией в аренду у дочерней структуры ЗАО «Рубин». Таким образом удается сэкономить на налоговых отчислениях. Любопытно, что в сопроводительных документах акулы числились как аквариумные рыбки, и это вызвало при их транспортировке в Россию некоторые сложности. Запустить проект собирались еще в марте, но из-за затянувшегося карантина рыб презентацию пришлось отложить.
Океанариум будет выполнять не только развлекательную, но и просветительскую функцию. С петербургскими общеобразовательными заведениями начаты переговоры об организации школьных экскурсий. Для проведения занятий оборудованы кинозал и учебные аудитории.
Чтобы хоть отчасти сократить издер-жки, аквариумный комплекс готов последовать примеру петербургского зоопарка, где у многих животных есть спонсоры – коммерческая организация или частное лицо. Директор океанариума Валерий Чекалов рассказал, что соответствующие предложения поступают. Также комплекс ведет активную работу по привлечению гостей города – уже подписываются договоры с туристическими фирмами. Рассматривается и возможность проведения корпоративных мероприятий. Словом, из океанариума решили выжать максимум выгоды.
Планируемая посещаемость составляет около 2 тыс. человек в день (почти 800 тыс. зрителей в год). Просмотр экспозиции в первую половину буднего дня обойдется для взрослого в 200 рублей, в выходные, праздничные и дни школьных каникул – уже в 500. Бесплатно пропускают только малышей до 4 лет.
Во всем первый
Водный «якорь» торгово-развлекательного центра существенно по-влиял на подбор операторов. Учитывая целевую аудиторию – около 40% посетителей составляют малыши и школьники – и приглашая соответ-ствующих арендаторов, разработчикам проекта удалось создать первый в городе многофункциональный комплекс для детей. Стоит отметить, что подобное решение более чем своевременное. Сейчас рынок детских товаров в России активно развивается.
Между тем в Северной столице, по оценке IB Group, этот сегмент представлен недостаточно. Для маленьких посетителей в «Планете Нептун» отвели почти целый этаж. «Акцент второго этажа – развлекательный комплекс "Дино-парк"» (1 000 кв. м; ООО "Аттракцион-Инвест"). Рядом с ним мы разбили торговую зону детских магазинов», – рассказывает Елена Андреева. В комплексе появились новые для города операторы: магазины «Маленький гений» (развивающие игры и игрушки), «Рики-Тики» и Small People (детская одежда), «Семафор» (железные дороги, радиоуправляемые игрушки).
Фуд-корт представляют «Макдональдс», «Крошка-картошка», «Аль-Шарк» и ресторан японской кухни «Васеку».
Есть магазины вполне демократичных товаров, такие как Savage, Ostin, Be free, Accessorise. Среди других якорных арендаторов комплекса – супермаркет «Перекресток», занявший площадь 2 700 кв. м (в этом микрорайоне привлечение оператора продовольственной сети было необходимо), и магазин спортивных товаров «Адидас» (960 кв. м), который впервые представил здесь свою детскую коллекцию.
К моменту открытия торгово-развлекательного центра в аренду было сдано 85% площадей. Средняя ставка по комплексу составляет около $650 за кв. м в год. Сроки действия договоров от 5 до 10 лет. Пока посещаемость колеблется от 5 до 7 тыс. человек в день, но эту цифру уже в первый год планируется увеличить до 10–12 тыс. посетителей.
«Планета Нептун» представляет собой двухэтажный (выше не позволяют ограничения по высотности) комплекс с цокольным этажом.
В торговом центре впервые в Петербурге вопрос с парковкой решили необычным способом. Один паркинг на 180 автомобилей размещен в цоколе. Другой – на 280 машиномест – на крыше здания. За подобное устрой-ство парковки в Петербурге еще не брался ни один девелопер.
Пингвинарию быть
В конце 2007 года к вводу запланирована вторая очередь комплекса. Несколькими месяцами раньше окончательная реализация проекта была под угрозой. На часть территории, предоставленной ЗАО «Рубин» для строительства, претендовало ОАО «Автотранспортное предприятие № 18». Недавно конфликт удалось уладить, и пока дальнейшему воплощению планов «Рубина» ничто не мешает.
Основной вход для посетителей расположен со стороны Международного делового центра «Нептун».
В составе второй очереди введут дополнительные парковочные места, число которых вместе с действующими достигнет 1 200 машиномест. Также будет построен двухпутный пандус, по которому предусмотрен въезд на крышу.
Увеличение площади объекта позволит расширить торговую зону, разместить дополнительные предприятия общепита и комплекс со всевозможными развлечениями, в том числе киноцентром.
Вторая очередь тоже будет иметь свою «изюминку» – здесь планируется создать пингвинарий, который станет идеальным дополнением к действующему океанариуму. (Пингвинария в России пока нет, этих водоплавающих можно увидеть только в нескольких зоопарках, в том числе в Москве и Калининграде.) «Врачи сказали, что пингвины положительно влияют на детскую психику, поэтому мы приняли такое решение», – сообщил Игорь Спасский. Концепция питомника для морских птиц до конца еще не проработана, поэтому пока рано говорить как о его планируемых площадях, так и о примерном числе особей.
Исходя из ориентировочных затрат на реализацию второй очереди генеральный директор «Рубина» и руководитель проекта Владимир Давыдов оценил общую сумму инвестиций в торгово-развлекательный комплекс в $60–70 млн. Площадь объекта, расположенного на земельном участке в 18,6 тыс. кв. м, после ввода второй очереди составит около 70 тыс. «квадратов». Само пятно под застройку было отдано компании в долгосрочную аренду (49 лет) на инвестиционных условиях.
В последнее время водно-развлекательные комплексы в Петербурге набирают популярность. Город наконец-то обзавелся собственным парком водных аттракционов «Вотервиль» у гостиницы «Прибалтийская».
Подобное сооружение возведено у нас впервые, несмотря на полдюжины заявленных к строительству проектов, так и оставшихся на бумаге. В конце года обещают открыть первый сооруженный за последние 30 лет бассейн на улице Хлопина. Конкуренция обострится благодаря итальянцам, объявившим о создании в поселке Бугры комплекса «Невский Колизей», в состав которого также войдет зона досуга «Ривьера» с пляжем, где купальный сезон будет длиться круглый год. Вот только борьбу за посетителя этому аквапарку предстоит вести не с торгово-развлекательным комплексом «Планета Нептун», который еще долгое время будет оставаться единственным в своем роде, – с океанариумом.