– Александр Иванович, можно ли сказать, что уже представительность Петербургского ипотечного форума свидетельствует об актуальности темы и реальной заинтересованности бизнеса и властей в преодолении препятствий для реализации Национального проекта?
– Прежде всего, мне кажется, что именно возникновение идеи и само проведение Форума говорят об актуальности этой темы, а не наоборот. Странно было бы рассуждать, есть заинтересованность в реализации Национального проекта или нет: вопервых, это является одной из первоочередных задач, поставленных перед нами Президентом России Владимиром Путиным; во-вторых, само слово «национальный» говорит за себя. Что можно сказать с уверенностью о Первом ипотечном форуме, так это то, что его организаторы как нельзя вовремя реализовали этот проект, став первыми и создав именно ту площадку для переговоров и обмена мнениями, которой не хватало. На мой взгляд, представительность Форума была предопределена самой актуальностью и важностью темы.
В 2005 году Правительством Российской Федерации проанализированы результаты выполнения федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы. Определены проблемы, решение которых требует комплексного подхода и концентрации материальных и административных ресурсов федерального центра и региональных властей. На решение выявленных проблем и направлен приоритетный Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
– Если судить по работе Ипотечного форума, есть ли общее для всех участников рынка и властей понимание задач и приоритетов?
– Я бы сказал, что однозначно есть общее понимание остроты проблемы и необходимости скорейшего ее решения – как на местах, так и путем объединения усилий по ряду вопросов, обмена опытом. Повторюсь: задачи и приоритеты определены Президентом России и конкретны. Цель мероприятий по реализации в СанктПетербурге приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» – создание условий для обеспечения населения города жильем. При этом, вопервых, жильем комфортным, отвечающим, с одной стороны, экологическим, санитарным, техническим и прочим нормативам, с другой – удовлетворяющим потребности как отдельной семьи, так и населения города в целом. Вовторых, жильем доступным, то есть приобретаемым по оптимальным рыночным ценам, которые определяются сбалансированностью предложения и спроса на рынке.
Обозначены основные приоритеты: увеличение объемов жилищного строительства, повышение доступности жилья для населения, уменьшение административных барьеров в жилищном строительстве и снижение себестоимости строительства.
– Преобладающее настроение участников Форума – сомнения по поводу возможностей наращивания объемов строительства. Это направление, по оценкам участников рынка, – наиболее слабое место Национального проекта. Ваш прогноз развития ситуации?
– Увеличение объемов жилищного строительства является одним из приоритетных направлений в рамках реализации Национального проекта, но я не согласен, что именно это – самое слабое место и требует внимания в первую очередь. Необходим комплексный подход, только в таком случае мы сможем добиться желаемого результата. За годы реализации федеральной целевой программы «Жилище» в Петербурге на городском рынке жилищного строительства произошли радикальные изменения. В целом за 2001–2005 годы удалось обеспечить рост жилищного строительства более чем в два раза.
В этом году с уверенностью могу сказать, что будет сдано 2,3 млн кв. м.
Однако темпы обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут быть признаны удовлетворительными. В 2005 году было возведено 103,9 тыс. кв. м жилья. В 2006 году запланировано увеличение объема бюджетного жилищного строительства до 158 тыс. кв. м.
Существенным препятствием остается недостаток инженерно подготовленных территорий. Для решения данной задачи была разработана программа по подготовке территорий под жилищногражданское строительство на 2004–2010 годы.
В результате реализации указанных мер мы планируем добиться ввода 12,5 млн кв. м жилья за 2006–2010 годы, в том числе около 1,8 млн кв. м за счет средств бюджета. Годовой ввод планируется увеличить с 2,27 млн кв. м в 2005 году до 2,5–2,6 млн кв. м в 2010-м.
– Что из необходимого вы считаете возможным в рамках полномочий городской Администрации?
– К сожалению, зачастую мы не можем приступить к активной работе по какомулибо направлению, так как по закону «завязаны» на федеральный центр и должны ждать, пока выйдет в свет тот или иной законодательный акт, в соответствии с которым и действует субъект Федерации. В то же время есть задачи, которые можно быстро и эффективно решить на местном уровне. В частности, упорядочение схемы предоставления земельных участков. Для этого был запущен механизм земельных аукционов, к которым допускаются компании без предварительного квалификационного отбора. Аукционы сыграли свою позитивную роль: получить участок для строительства жилья стало проще. Признаю, что система торгов пока не обеспечила достаточного количества качественных и должным образом подготовленных участков. Но это – вопрос времени.
– Какие из задач требуют срочных решений на федеральном уровне?
– Инженерная подготовка территорий под застройку – это государственная проблема. Для ее решения необходимо изменить подход и найти дешевые источники финансирования начального этапа. Определенные меры предусмотрены в рамках подпрограммы «Жилище», но субсидии и получить сложно, и объемы их недостаточны. Поэтому инженерная подготовка, с учетом того, что многие «естественные монополисты» являются акционерными обществами с самостоятельной политикой развития, – наиболее сложная в реализации задача.
Вопрос снижения административных барьеров для строительства, в отличие от инженерии, не требует отдельного финансирования. Совместно с федеральной властью мы ведем эту работу. Сейчас «несвойственная» нагрузка – на получение согласований – по неофициальным и непроверенным данным составляет $50 на кв. м жилья. Для строительства одного дома приходится получать около 300 согласований! Необходимо сократить число инстанций, от которых зависит разрешение на реализацию проекта.
Не говоря уже о болезненном вопросе корректировки Закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов...», Градостроительного и Жилищного кодексов.
– В прошлом году ипотека в Петербурге двукратно увеличила объемы. Сбудутся ли прогнозы о росте до 7–8 тыс. кредитов к 2007 году? Что Вы считаете главным препятствием в решении жилищного вопроса?
– К 2010 году предусмотрено увеличение числа выданных кредитов до 20 тыс. и объемов денежных средств до 12 млрд рублей. В рамках целевой программы города «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в СанктПетербурге на 2002–2012 годы» Жилищным комитетом подписано Соглашение о взаимодействии с рядом крупнейших банков. Кроме того, программой предусмотрено предоставление городским очередникам, в том числе молодым семьям, субсидий на компенсацию первоначального взноса в размере до 35% от стоимости жилья. Кроме того, в 2006–2010 годах поддержку в приобретении жилья получат 1 700 молодых семей, 2 200 семей работников бюджетной сферы. Бюджетное строительство будет увеличено с 150 тыс. кв. м в 2006 году до 500 тыс. кв. м жилья в год к 2009-му.
Главное препятствие – отсутствие на сегодняшний день разнообразных механизмов приобретения жилья. Должны быть на рынке и иные формы кредитования, не только ипотека.
– Что дальше? Ждать ли кардинальных решений от федеральных властей? Продолжать поиск путей взаимопонимания и общих для всех сторон интересов?
– Дальше необходимо активно и планомерно работать в рамках поставленных целей и принятых решений. Основой такой работы должен стать созданный недавно под моим председательством Координационный совет по реализации в СанктПетербурге приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Целями его создания определены организация эффективной работы, достижение координированного межведомственного взаимодействия и обеспечение комплексного подхода к решению вопросов. В состав Совета вошли, помимо федеральных и городских чиновников, представители фондов, общественных объединений и бизнес-сообщества.