Внести поправки в постановление № 1747 от 26.10.2004 было необходимо в связи с созданием в феврале текущего года Службы федерального строительного надзора (СФСН) и вступлением в силу Градостроительного кодекса РФ. Как заявляют чиновники, изменения не повлияют на систему работы Службы государственного строительного надзора и экспертизы (ГСНиЭ).

Измененный порядок

По словам начальника Службы государственного строительного надзора и экспертизы Александра Орта, утвержденный документ приводит работу его ведомства в полное соответствие с требованиями федерального законодательства. «После вступления в силу Градостроительного кодекса РФ значительно изменились задачи и полномочия строительного надзора. В частности, был скорректирован порядок выдачи разрешений и приемки объектов. В связи с этим необходимость принятия данного постановления была очевидна», - отметил г-н Орт.

Внесенные городским правительством изменения в целом не повлияют на систему работы ГСНиЭ. Служба продолжит контролировать строительство и реконструкцию объектов. Ревизии будут также осуществляться во время капремонта, если при его проведении меняются конструктивные характеристики здания. Как и раньше, ГСНиЭ должна будет проверять соответствие выполняемых работ требованиям технических регламентов, строительных норм и правил и проектной документации.

Однако Служба все же перестанет выполнять часть своих полномочий. Так, если раньше ГСНиЭ проводила государственную экспертизу градостроительной и предпроектной документации, то теперь она будет проверять только проектную. Кроме того, теперь ГСНиЭ не сможет по собственной инициативе приостанавливать строительство в случае тех или иных нарушений. Служба не будет контролировать процедуру приемки объектов. В ее компетенции выдача разрешений на ввод зданий в эксплуатацию. Эти документы должны подтверждать соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

Федеральный контроль

Бывшие полномочия ГСНиЭ перейдут к территориальному представительству федерального ревизионного органа – Службе федерального строительного надзора (структурное подразделение Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Ростехнадзора). Это ведомство было образовано в феврале текущего года. По словам руководителя Ростехнадзора Константина Пуликовского, создание СФСН было необходимо для того, чтобы навести порядок в сфере контроля за строительством.

СФСН должна ревизовать строительство опасных производственных сооружений, линий связи, а также объектов, связанных с использованием атомной энергии. Кроме того, новоиспеченная служба будет контролировать возведение технически сложных зданий. К таковым отнесены все сооружения высотой более 75 м (с пролетами свыше 100 м), а также объекты, при строительстве которых надо применять нестандартные методы расчета. СФСН будет контролировать ход возведения всех зданий, имеющих два и более подземных этажей. Новая служба должна следить и за новыми технологиями и материалами, применяемыми в строительстве. Для этого в каждом субъекте РФ создаются структурные подразделения Государственного строительного надзора.

В то же время, по мнению руководителей ГСНиЭ, работы у них не убавится. Как отметил заместитель начальника этой структуры Леонид Притулюк, утвержденный федеральным правительством документ систему работы службы не изменит.

Главная и единственная задача создания системы государственного строительного надзора заключается в том, чтобы предупреждать, выявлять и пресекать допущенные при строительстве нарушения требований технических регламентов и проектной документации. Однако до сих пор непонятно, когда правительство все же утвердит технические регламенты строительной деятельности. Федеральный закон «О техническом регулировании», где прописана необходимость их принятия, вступил в силу еще в середине 2003 года. Между тем строительная деятельность по-прежнему регулируется СНиПами и ГОСТами, многие из которых порядком устарели.

Надзор за экспертизой

Служба государственного строительного надзора и экспертизы была создана в октябре 2004 года путем объединения двух органов исполнительной власти – Управления государственного архитектурно-строительного надзора и Управления государственной вневедомственной экспертизы. Стоит отметить, что последняя была самостоятельным органом государственной власти более 20 лет. В 1985 году исполком ленинградского Горсовета принял решение выделить экспертно-техническое управление (Управление государственной вневедомственной экспертизы) из состава главного архитектурно-планировочного управления, куда первое входило в качестве структурного подразделения.

Совмещение функций строительного надзора и экспертизы было необходимо для организации системы «единого окна»: по словам вице-губернатора Александра Вахмистрова, до того времени в Санкт-Петербурге не было целостной системы государственного надзора при проектировании, строительстве и последующей эксплуатации зданий. Такое положение вещей приводило к дублированию контролирующих функций различных ведомств городской администрации.

 

Текст: Сергей Бардин