По замыслу Смольного, с введением тоннеля в строй существенно снизится загруженность Литейного и Среднеохтинского мостов. Кроме того, будет обеспечена непрерывная транспортная связь центральной части города с восточными районами. После сооружения объекта планируется увеличить время разводки мостов с учетом растущего грузопотока по Волгобалтийскому каналу. Заказчиком проектирования и строительства тоннеля является Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ). Предварительная стоимость всех работ составит 23 млрд рублей. Завершить проектирование тоннеля предполагается в августе, а начать строительство Смольный планирует уже до конца года.
Удешевить и построить
Конкурс на право строительства Орловского тоннеля изначально планировалось провести в сентябре текущего года. Однако на последнем заседании городского правительства сроки все же решили перенести. Чиновники заявили, что они до конца лета не успеют завершить разработку тендерной документации.
Как отметил председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Александр Бобров, одна из основных проблем заключается в том, что до сих пор не подготовлен проект выноса инженерных сетей из зоны строительства тоннеля. Это и явилось одной из причин корректировки сроков проведения конкурса. Губернатор поручила Комитету по энергетике и инженерному обеспечению совместно с ГУП «Водоканал» и КБДХ определить объем первоочередных мероприятий и обеспечить перекладку инженерных сетей, подготовив для этого соответствующий проект.
Помогать профильным комитетам будет ЗАО «Проектно-строительное объединение "Система Галс"», которое является разработчиком проекта строительства тоннеля. В текущем году из городского бюджета на эти цели выделено порядка 700 млн рублей. Всего же на проектирование и строительство объекта до конца года в казне предусмотрено 1,45 млрд рублей.
По словам председателя Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Владимира Антонова, в настоящее время утверждено обоснование инвестиций проекта, согласованное с Главгосэкспертизой РФ. Способ прокладки тоннеля был определен еще в прошлом году. Тогда рассматривались три варианта: строительство с помощью наплавных секций, сухого дока, а также – так называемый щитовой метод, на котором в итоге и остановились.
Председателям профильных комитетов Валентина Матвиенко также поручила активнее работать над удешевлением стоимости проекта. Затраты планируется снизить по результатам проведения экспертизы конструктивных элементов будущего тоннеля, а также за счет применения новых технологий и планировочных решений.
Тоннельная концессия
По словам губернатора, в текущем году надлежит полностью завершить разработку тендерной документации и провести все необходимые согласования. «До конца декабря мы обязательно должны закончить подготовительный этап. Подрядчику, который будет определен по результатам проведения соответствующего конкурса, следует передать готовую площадку со всеми необходимыми документами», - резюмировала Валентина Матвиенко. Вместе с тем до конца августа планируется полностью завершить подготовку проектной документации.
После проведения этих работ городу останется найти подрядчика, а также соинвестора проекта. Скорее всего, с последним будет заключено концессионное соглашение – компания частично получит возможность использования тоннеля на срок его окупаемости. Как заявляют представители администрации, работы начнутся практически сразу после подведения итогов тендера. Чиновники приложат максимальные усилия для того, чтобы провести конкурс в конце текущего – начале следующего года.
Меж двух берегов
Согласно предварительным данным длина тоннеля составит чуть более полутора километров. Предполагается, что движение будет осуществляться по четырем полосам. Если подрядчик выполнит все работы в срок, подводную трассу откроют уже в конце 2007 года. Строительство транспортных развязок, соединяющих тоннель с городскими магистралями, будет окончательно завершено к 2010 году.
Въезд в тоннель планируется соорудить в районе Орловской улицы, у площади Растрелли, выходить он будет в створ сада «Нева». На левом берегу развязку возведут на Смольнинской набережной. По мнению руководства ЗАО «Проектно-строительное объединение "Система Галс"», удешевить проект можно было бы в случае строительства прямого выхода на одну из трасс, направленных в сторону Московского вокзала. Однако губернатор не согласилась с таким предложением. По ее словам, в этом случае значительно возрастет транспортная загруженность центральной части города.
«Поток машин необходимо направлять в сторону набережной, иначе тоннель не облегчит транспортную ситуацию, а лишь создаст дополнительные пробки. Наша основная задача – разгрузить центр Петербурга, и мы будем ее планомерно выполнять», - отметила Валентина Ивановна.
Ориентировочная стоимость проезда по подземной трассе будет составлять порядка 20 рублей, срок ее окупаемости – не менее 15 лет. Максимальная пропускная способность тоннеля - от 40 до 60 тыс. автомобилей в сутки.