Российский бизнес пока не может себе этого позволить. Наши отельеры либо строят отели малой и средней величины, либо развивают действующие гостиницы за счет реконструкции и добавления номерного фонда.

Новобранцы в строю
По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, сейчас в Петербурге представлено более 600 гостиниц с общим номерным фондом около 26 тысяч номеров. Однако эта общая статистика не способствует пониманию реальной ситуации на рынке – в нее включены загородные пансионаты, ведомственные общежития гостиничного типа, хостелы и мини-отели.
Если говорить о качественном предложении, то его значительно меньше. По данным Maris Properties in association with CB Richard Ellis, – примерно 14,5 тысячи номеров (при этом компания берет в расчет отели, имеющие более 40 номеров).
«Сейчас в Петербурге представлено около 80 гостиниц, но только половину из них можно отнести к качественным объектам (класс три звезды и выше)», – считает Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC.

Впрочем, доля отелей, предлагающих номера и сервис высокого качества, понемногу растет. За минувшие полгода в городе появилось четыре новых объекта (747 номеров). В первом полугодии 2010 года открылись гостиницы «Новый Петергоф» (четыре звезды, 150 номеров) и Red Star Hotel (три звезды, 54 номера). Кроме того, в мае 2010 года «Талион Империал отель» (пять звезд, набережная реки Мойки, 59/Большая Морская улица, 14) увеличился на 89 номеров за счет реконструкции.
Свое присутствие в городе расширили два международных оператора. Компания The Rezidor Hotel Group Rezidor открыла четырехзвездочный отель под брендом Park Inn на Невском проспекте (270 номеров). А в апреле 2010 года было подписано соглашение между Rezidor и норвежским девелопером Linstow AS – об управлении десятью отелями сети Reval Hotels (принадлежит Linstow AS) в России и странах Балтии. В результате гостиница Reval Sonya (четыре звезды, Литейный проспект, 5/19) присоединилась к сети Radisson Blu и с 1 июня вышла на рынок под новым брендом Radisson Sonya Hotel.
В свою очередь, Marriott открыл свой третий отель в Петербурге – Courtyard St. Petersburg Center West/Pushkin Hotel – на набережной канала Грибоедова (четыре звезды, 273 номера).

«Начиная с конца 2009 года к петербургскому гостиничному рынку больший интерес стали проявлять западные операторы. Они рассматривали возможность инвестировать в гостиничный бизнес, действуя при этом очень осторожно», – отмечает директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков. До конца текущего года пятизвездочный отель на 120 номеров под брендом Swissotel откроет еще не представленный в Петербурге международный оператор Fairmont Raffles Hotels International (FRHI). А в 2011 году на гостиничный рынок Петербурга выйдут новые операторы – Starwood Hotels & Resorts и Four Seasons Hotels & Resorts.

Есть у иностранных операторов и планы на более отдаленное будущее. Так, в 2013 году международная группа InterContinental Hotels Group откроет на Суворовском проспекте первый в Петербурге бутик-отель под брендом Indigo.

Всего же на сегодняшний момент под управлением международных операторов в нашем городе находится 45% качественного номерного фонда, как подсчитали в Maris Properties.

Число отелей высокой категории растет, но их распределение по районам города – по-прежнему неравномерно. Подавляющее количество номерного фонда приходится на Центральный, Московский и Василеостровский районы. В Петроградском районе находится только 3% (484 номера). Поэтому, по мнению специалистов Maris Properties, именно он обладает большим потенциалом для развития гостиничного бизнеса.
«В среднесрочной перспективе мы рассматриваем гостиничный сегмент коммерческой недвижимости как один из перспективных, который выйдет из кризиса раньше, чем, например, офисный», – отмечает Дмитрий Золин (LCMC).

Туристы есть – туристов нет
Но пока инвестиционно-гостиничные планы строят в основном зарубежные компании, располагающие более дешевыми и длинными кредитными деньгами. Наши – опасаются. В ближайшее время гостиницы класса четыре-пять звезд будут строиться за счет западных денег. Отечественных операторов на данный момент на рынке мало, считает Игорь Лучков (Becar).

По словам Дмитрия Золина, строительство гостиницы – одно из самых долговременных вложений, сейчас срок окупаемости новых проектов в некоторых случаях доходит до 15 лет. «И он может оказаться еще больше – на фоне мирового финансового кризиса Петербург стал менее популярен у иностранных туристов. А внутренний туризм в России, во-первых, недостаточно развит, а во-вторых, спрос основной массы наших туристов сосредоточен в более низком ценовом сегменте», – говорит эксперт.

В Maris Properties уточняют: «Количество туристов, посещающих наш город, снизилось незначительно, но заполняемость отелей, действительно, стала существенно меньше докризисных показателей. Причины этого – как увеличение предложения номерного фонда, так и сокращение среднего срока пребывания туристов в Петербурге».

О том, что туристов меньше не стало, говорят и в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга. Данных за первое полугодие еще нет, однако в 2009 году, по подсчетам чиновников, Петербург посетили 4,8 миллиона человек (2,3 миллиона иностранных и 2,5 миллиона российских туристов), что сопоставимо с показателем 2008 года. Этот показатель и в 2010 году останется на том же уровне, прогнозируют эксперты КЭРППиТ.

По их мнению, в будущем турпоток только вырастет. Этому поспособствуют запуск Морского пассажирского терминала на Васильевском острове и реконструкция аэропорта Пулково. Ожидаемая емкость Морского пассажирского терминала – два миллиона пассажиров в год, годовой пассажиропоток аэропорта Пулково к 2014 году увеличится более чем вдвое и составит, как ожидается, 17,5 миллиона человек.

По мнению Игоря Лучкова, многое зависит от политики властей. А именно – от стимулирования бизнес-туризма. «Нужны мероприятия, которые будут притягивать большое количество туристов. Это сейчас более необходимо, чем просто поддержка девелоперов», – полагает он.

На звездочку ниже
Как отмечает Дмитрий Золин (LCMC), большинство гостиниц в Петербурге предлагают нерациональное сочетание цены и качества, при котором стоимость комфортабельного размещения чрезвычайно завышена. Такие отели сейчас испытывают сложности с наполнением.

«В нынешних условиях отельеры вынуждены играть на понижение. Отели уровня пять звезд, снизив цены, стали конкурировать с четырехзвездочными. Те, в свою очередь, приблизились по ценам к гостиницам класса «три звезды». А вот эти, последние, пострадали в кризис меньше всего, так как предлагали номера, максимально отвечающие соотношению цена-качество», – уверен Антон Кузнецов, управляющий Red Stars Hotel St.Petersburg. Среднестатистический гость, по его словам, «поумнел»: он либо платит меньше, сохраняя для себя привычный уровень сервиса и набор услуг, либо получает суперобслуживание за тот же бюджет.

Жанна Саргсян, генеральный директор отеля Shelfort, также отмечает, что туристы сейчас выбирают наиболее экономичные варианты проживания. В этой связи многие отели, которые и раньше не отличались большими аппетитами, сохранили в первом полугодии 2010-го уровень цен прошлого года.

«Ежегодный значительный прирост предложения, а также отсутствие предпосылок для оживления спроса приведут к повышению конкуренции среди отелей и корректировке коммерческих условий, – полагают в Maris Properties. – Запрашиваемые цены меняться не будут, но за счет скидок и специальных акций средний уровень цен станет ниже».

Рост конкуренции и уменьшение доходности на этом рынке приведут к тому, что российским инвесторам станет еще неинтереснее заниматься строительством отелей в Северной столице. А вот за рубежом ставку на Петербург, по всей видимости, делают. Так что в обозримом будущем номера для иностранцев будут создавать сами же иностранцы.
 

Текст: Алексей Резенков