Единые стандарты сегодня необходимы как самим оценщикам, так и их клиентам. Первые страдают от невозможности адекватного обоснования тех или иных положений подготавливаемого отчета об оценке. Ведь по нынешним правилам практически любое утверждение оценщика может быть оспорено, что ставит под удар его репутацию. Клиенты, в свою очередь, часто оказываются недовольными «отчетами в свободной форме». Причем если индивидуальный заказчик с такими вольностями еще может смириться, то, например, при оценке в целях ипотечного кредитования без единообразия не обойтись. Оно, в частности, крайне необходимо рефинансирующим организациям для удобной и эффективной работы с залоговыми пулами.
Чем богаты...
В настоящее время в нашей стране дей-ствуют «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности», утвержденные в июле 2001 года. Их существенным недостатком является неполнота. По объему эти стандарты занимают всего 3 страницы и состоят из 20 пунктов. Первый раздел («Общие положения») устанавливает обязательность применения стандартов и обязательность применения оценщиком достоверной информации при составлении отчета об оценке. При этом не определены основные понятия и принципы оценки.
Второй раздел включает определение рыночной стоимости, описывает виды стоимости объекта оценки, отличные от рыночной, а также подходы и методы оценки. Однако краткость данного документа не позволяет использовать его эффективно и рождает неоднозначность толкований.
Третий раздел имеющихся стандартов посвящен требованиям к проведению оценки и также отличается известной степенью краткости.
Чужой опыт
Проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"» (в части системы регулирования) предусматривает разработку федеральных стандартов оценки на основе Международных стандартов оценки (МСО). Надо сказать, что международные «правила» пользуются в среде российских оценщиков довольно большим авторитетом.
Так, многие участники рынка применяют их в работе по собственной инициативе. Кроме того, летом прошлого года глава ГУ «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» Дмитрий Куракин подписал приказ «О стандартах, применяемых ГУИОН для выполнения работ по оценке объектов оценки и экспертизе отчетов об оценке объектов оценки». Документ предписывает специалистам, оценивающим госсобственность, соблюдать требования, в том числе и международных стандартов оценки МСО-2005.
При подготовке российских стандартов оценки будут учитываться не только международные «нормативы», но и, к примеру, Европейские стандарты оценки, разработанные Европейской группой ассоциаций оценщиков. Иными словами, предполагается позаимствовать тот положительный опыт, который накоплен зарубежными коллегами. Такой подход оправдан не только высоким качеством зарубежных стандартов, но и тем, что они соответствуют международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми происходит реформирование бухгалтерского учета в России.
Приглашение к обсуждению
Проект федеральных стандартов в настоящее время размещен на сайте Мин-экономразвития России. Разработкой документа занималось ГОУ ВПО Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. Среди экспертов, работавших над проектом, – первый вице-президент Российского общества оценщиков Игорь Артеменков, вице-президент Российского общества оценщиков Евгений Нейман, заместитель председателя Научного совета «Стратегия управления национальным имуществом» при ООН РАН Георгий Микерин и др.
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития уже присту-пил к доработке проекта стандартов. Однако предложения по его корректировке от участников рынка пока еще принимаются.
Сейчас на сайте государственной структуры вывешены проекты трех стандартов: «Общие понятия и прин-ципы оценки», «Цели оценки и виды стоимости» и «Составление отчета об оценке». В первом федеральном стандарте приводится терминология независимой оценки, описываются ее ключевые принципы, а также подходы к оценке. Кроме того, авторы данного раздела предприняли попытку «синхронизации» оценочной терминологии с терминологией, использующейся в законодательстве России, и терминологическим аппаратом МСО.
Федеральный стандарт «Цели оценки и виды стоимости» формулирует различия между разными видами стоимости, оговаривает ограничения на применение каждого вида стоимости и т. п. Кроме того, он содержит описание ситуаций, в которых собственник имущества или другое заинтересованное лицо может обратиться к оценщику с заказом на определение стоимости имущества.
Наконец, третий стандарт – «Составление отчета об оценке» – включает в себя определение обязательных разделов содержания (структуры) отчетов об оценке и наполнения соответствующих разделов; определение требований к раскрытию информации об объекте оценки, оценщике, заказчике и существенных условиях оценки, а также требований к описанию информации, использованной в процессе оценки.
В соответствии с планом работы Экспертно-консультативного совета по вопросам оценочной деятельности при Минэкономразвития России итоговое рассмотрение первых трех проектов федеральных стандартов оценки намечено на июнь 2006 года.
Дожить до стандартов
При подготовке редакции федеральных стандартов оценки предполагается провести гармонизацию терминов и определений, используемых при разработке нормативной базы по оценочной деятельности в Российской Федерации. В частности, планируется дать четкие определения понятиям «рыночная стоимость», «стоимость замещения», «стоимость воспроизводства», «инвестиционная стоимость», «налогооблагаемая стоимость», «износ» и т. д. Особое внимание будет обращено на термины, касающиеся оценки кредитных рисков для банков.
Предположительно, процедура формирования полной и единой системы федеральных стандартов оценки займет 3–4 года (см. таблицу, приведенную ниже).
Концепция развития оценочной деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу предполагает к 2007 году утвердить базовые федеральные стандарты оценки, раскрывающие концептуальные подходы к осуществлению оценочной деятельности в Российской Федерации. К 2009 году планируется завершить процесс формирования системы федеральных стандартов оценки.
Помимо разработки основополагающих стандартов оценки намечается подготовить методические рекомендации по оценке рыночной и иной стоимости результатов интеллектуальной деятельности, оценке объектов культурного наследия, проведению массовой оценки и др.