Туризм всегда являлся одной из наиболее привлекательных сфер для инвесторов. В экономике многих стран эта отрасль является приоритетной. В последние годы необходимость развития туризма оценили и в России. Причем на самом высоком уровне: задачу повышения эффективности туристического и гостиничного бизнеса поставил сам Президент Владимир Путин. А глава Минэкономразвития Герман Греф в свою очередь заявил, что работа по повышению туристической привлекательности в настоящее время ведется сразу в нескольких российских регионах, среди которых – Петербург.
На сегодняшний день Северная столица является одним из наиболее явных лидеров на рынке туризма. Но интерес к нашему городу обусловлен прежде всего его культурно-историческим наследием. Между тем сама инфраструктура гостеприимства раз-вита здесь достаточно слабо.
С точки зрения зарубежных туристов, в России, в том числе и в Петербурге, процесс перехода из состояния достаточно закрытой и малоизвестной туристической дестинации к более открытому рынку только начинается. По прогнозам Всемирной туристической организации (ВТО), к 2010 году Россия переместится с 15 на 9 место в мире по приему туристов, общее количество которых составит почти 30 млн человек.
Согласно же городской программе развития туристической инфраструктуры общий доход Северной столицы от въездного и внутреннего туризма к 2010 году может составить около $1 млрд. Но это по самым оптимистичным прогнозам – если число туристов к тому времени возрастет до 13,8 млн человек (7,3 млн из которых составят российские граждане).
В подвешенном состоянии
По словам вице-президента Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, 2003 и 2004 годы были рекордными по числу туристов и срокам их пребывания в Петербурге. Что неудивительно: приток иностранцев наблюдался после широко разрекламированной и достаточно неплохо проведенной кампании по празднованию 300-летия города. Сейчас же интерес зарубежных гостей несколько ослаб.
Тенденции в сфере туризма, наметившиеся пару лет назад, уже в прошлом году получили свое окончательное и неутешительное подтверждение: в Северной столице наблюдается общий спад туристического потока. Вызвано это совокупностью сразу нескольких факторов: ростом цен на основные услуги (размещение в гостиницах, проезд и посещение музе-ев, питание), неудовлетворительным качеством обслуживания туристов, длительными процедурами оформления виз, транспортными вопросами и проблемами обеспечения безопасности приезжих иностранцев.
Сегодня Петербург «дороже» целого ряда европейских столиц. За последние два-три года туры подорожали примерно на 30%, цена путевки может превышать 1 000 евро. При этом качество предоставляемых услуг значительно ниже, чем в других крупных городах Европы. В результате совокупная стоимость турпакета оказалась завышенной, а услуга, как следствие, менее востребованной.
Сыграли свою роль и внешние причины. Скажем, европейцы стали более экономными, сократились их расходы на досуг и отдых. Все это привело к снижению объемов туристских потоков в нашу страну (только в прошлом году, по разным оценкам, на 20–25%).
Петербург здесь не стал исключением. Наиболее сильно отмеченные тенденции сказались на уровне посещений города с целью отдыха. То есть на тех целевых группах туристов, которые основную часть расходов покрывают за счет собственных средств.
Число визитов с деловыми целями, наоборот, увеличилось, благодаря стабильному улучшению предпринимательского и инвестиционного климата Северной столицы.
Таким образом, ситуация с въездным туризмом в городе на Неве оказалась на чашах весов. В дальнейшем возможны два сценария развития: либо резкое увеличение турпотока (пока не совсем ясно, за счет чего), либо окончательная стагнация рынка.
Конечно, все участники туристического бизнеса заинтересованы в первом варианте. А для этого крайне важно, чтобы они слаженно сработали уже в грядущем сезоне.
Бизнес для бизнеса
Пожалуй, самые перспективные направления развития туристической отрасли в Петербурге – бизнес-туризм и водный. Несмотря на спад туристического потока в высокий сезон, многие специалисты отметили, что на их доходах это не сказалось. Отчасти это произошло из-за того, что в город стали чаще прибывать пассажиры круизных лайнеров, которые относятся к наиболее платежеспособной категории. И рост сегмента делового туризма в последние пару лет отчасти компенсировал провал сегмента экскурсионного. Участники рынка считают, что доля бизнес-туризма в связи с увеличением числа городских общественных мероприятий и дальше будет расти. Категория туристов делового сегмента – довольно перспективная ниша. Если в среднем обычный турист тратит $100–150 в сутки, то бизнес-турист – около $500. В связи с этим, число проводимых ежегодных международных конференций в Петербурге к 2010 году планируется увеличить почти в десять раз – до 300 мероприятий. Предполагается, что это направление будет развиваться преимущественно в низкий сезон. Правда, для проведения в будущем многочисленных и, очевидно, крупных форумов необходимо построить несколько конгресс-холлов вместимостью до полутора тысяч человек каждый.
С одной стороны, хорошо, что Северная столица превращается в модное место для проведения деловых международных собраний. Однако Петербург пока еще не стал по-настоящему городом VIP-туризма, а туристов эконом-класса терять уже начал. Поэтому нужно разрабатывать и предлагать продукты для всех этих «приезжих» категорий.
Кстати, проведение крупных мероприятий нельзя однозначно считать преимуществом.
В этом году саммит G8 скорее всего спровоцирует те же проблемы, которые встали перед туроператорами во время празднования 300-летия города в 2003-м. Прежде всего это коснется переполненных гостиниц. Кроме того, для обычных туристов на несколько дней будет закрыт аэропорт Пулково, в городе перекроют основные проспекты и магистрали. А рекламный эффект, который Петербург получит в результате этих мероприятий, если и проявится, то только в турсезоне следующего года, уверены эксперты.
По морям, океанам...
Еще одна положительная тенденция прошлого сезона – активный спрос на круизы в Петербург. Это очень важный сегмент для туристской индустрии. Круизный турист оставляет в дестинации от $100 в сутки. Причем ему не нужно место для проживания, что особенно актуально в летний сезон, – визитер живет на корабле.
Ежегодно в город по воде прибывают около 150 тысяч иностранных гостей. Имеющиеся в городе морские причальные комплексы, особенно находящиеся в историческом центре, в летний сезон стоят недозагруженными. Это означает, что, привлекая морские круизные суда и крупные яхты, можно значительно увеличить приток иностранных туристов в судоходный сезон. Остаются «сущие пустяки». Во-первых, давно очевидна необходимость проведения работ по углублению подходных каналов в целях обеспечения захода в Петербург крупных круизных судов (с количеством пассажиров свыше трех тысяч человек). Во-вторых, нужно строить морской пассажирский терминал с созданием возле него гостиниц, ресторанов и транспортного обеспечения (работы в этом направлении, конечно, ведутся, но уж больно вяло). Иначе и дальше большие лайнеры будут швартоваться в малопривлекательном Морском порту. А столь желанные туристы – терять терпение в ожидании.
Уже сегодня экскурсионные автобусы выстраиваются здесь в гигантские очереди и создают «пробки». Такой путь из запущенного индустриального района в исторический центр отнюдь не делает чести второй российской столице.
Альтернативные пути
Речные экскурсии по Северо-Западному региону и прогулки по внутригородским водным акваториям не уступают по популярности своим «старшим братьям» – морским круизам. В прошлом году прогулочно-экскурсионные суда перевезли 1,84 млн пассажиров.
После того как удалось урегулировать еще одну актуальную для Северной столицы проблему – аренды причалов и спусков к воде, городская Ассоциация владельцев пассажирских судов закрепила за собой 68 спусков в семи районах. Правда, стоимость их аренды в тот же момент чиновники увеличили в два раза. Несмотря на это президент Ассоциации Евгений Зубарев уверяет, что цены на услуги речных «экскурсоводов» будут держаться на приемлемом уровне (хотя уже прошлым летом они достигали 350 рублей с одного человека за полуторачасовую прогулку). И еще. «С нынешнего года особое внимание будет уделяться улучшению сервиса и повышению уровня безопасности на судах, появятся новые водные маршруты», – обещает Евгений Зубарев.
Упомянутая выше программа развития инфраструктуры туризма Петербурга также предполагает запуск в городе новых речных трамвайчиков и такси. В качестве альтернативы наземным видам транспорта и «с целью улучшения транспортной доступности к крупнейшим объектам туристической инфраструктуры» (в том числе будущему «Морскому фасаду»). Но участники рынка утверждают, что для этого у нас мало точек соприкосновения наземных пассажиропотоков с водными… Замкнутый круг получается.
Мертвые пятна
Вообще, транспортная проблема мучает, оказывается, не только питерских автомобилистов. Бесконечные «пробки» в городе не просто раздражают туристов, но и ставят под сомнение прибытие экскурсионного автобуса в музей вовремя.
При путешествии в Ленобласть придется пережить затор на выезде из Петербурга и ужасную тряску в дороге. Прошлым летом на популярном маршруте Петербург-Псков вообще создавалось впечатление, что трассу бомбили.
Лишь недавно сдвинулся с мертвой точки вопрос о выделении «пятен» под специализированные парковки для туристского транспорта в центральных районах Северной столицы. Пять адресов уже оглашены, еще около десяти рассматриваются. Однако в то, что это сильно исправит ситуацию, мало кто верит.
Удачной альтернативой автобусам мог бы стать иной вид транспорта – малая авиация. Но при реализации любого проекта возникает вполне очевидный вопрос: где взять деньги? А как известно, подобный вопрос нередко превращается в риторический. Поэтому и развития в регионе малой авиации для доставки туристов, например, в Лодейное Поле или Новгород по воздуху ожидать не приходится.
Кстати, говоря об авиации, нельзя забывать о жалобах туристов на дороговизну билетов и отсутствие возможности некоторых прямых перелетов. Возможно, объединение ГТК «Россия» с ФГУАП «Пулково» положительно скажется на стоимости билетов. Во всяком случае, директор летного комплекса ГТК «Россия» Сергей Мальцев сообщил, что его компания приобретет для петербургского аэропорта 16 аэробусов, пять из которых начнут летать уже ближайшей осенью. «Появление этих самолетов позволит нам экономить, а значит, тарифы расти не будут», – заверил он.
Осенний перерасчет
В последние годы наметилась общемировая тенденция на сокращение количества дней, которые туристы проводят в одном месте. Как известно, средний срок пребывания иностранных туристов в Петербурге не превышает четырех суток. Одна из причин – классический турпакет предполагает знакомство с достопримечательностями города и окрестностей в течение трех-четырех дней, часто – в рамках круизного тура или общей поездки в Россию.
Между тем специалисты уверяют, что развитие инфраструктуры туризма, отдыха и развлечений будет – помимо увеличения притока гостей – способствовать удлинению сроков пребывания туристов в дестинации. Для этого нужно создавать все предпосылки. Чем дольше гость здесь находится, тем больше тратит, а удельные расходы на него уменьшаются.
Одна из главных целей участников рынка – развитие всесезонного продукта. Зимой Северная столица может быть даже более привлекательна, чем летом. На повышение привлекательности города на Неве в низкий сезон, в частности, направлена программа «Белые дни». В рамках этого проекта уже в прошлом году удалось достичь договоренности с руководством Эрмитажа. В итоге билеты на посещение музея в зимний период для иностранцев продавались со скидкой в 2 евро.
Не стоит забывать, что с ноября по апрель гостиницы также снижают цены на проживание. А театральный Петербург в это время изобилует премьерными показами. Кстати, за последние годы число гостей в осенне-зимнее время заметно увеличилось. Согласно данным восьми крупнейших городских отелей в ноябре-январе Петербург посетило на 5–7% больше туристов, чем за тот же период в сезоне-2004. Если же сравнивать, к примеру, с 2002 годом, то эти показатели сейчас выше в среднем на 24–25%. Четыре года назад зимой петербургские отели были заполнены менее чем на треть, теперь – наполовину.
Гибкий подход
Несмотря ни на что, специалисты отрасли уверены, что в наступающем сезоне поток туристов возрастет на 3–10%. При этом цена турпакета не увеличится, а напротив, останется на уровне прошлого года или даже чуть снизится – на одну десятую стоимости. Достигнуть этого удастся благодаря договоренности туристических операторов Петербурга (по данным компании «Бекар. Консалтинг» в городе работает около 50 крупных принимающих турфирм) с руководителями основных отелей города не поднимать цены на услуги размещения. По крайней мере, в ближайшем высоком сезоне.
Сценарии же прогноза развития туристического рынка на текущий год и на последующие существенно зависят от того, будут ли учтены причины снижения уровня посещений в прошлом.
По мнению специалистов, сейчас спасти ситуацию может гибкий подход к ценообразованию в гостиничной сфере и транспортном секторе с непременным улучшением качества услуг. Решение этих несложных задач позволит Петербургу в ближайшей перспективе стать достойным конкурентом европейским дестинациям. Сергей Корнеев уверен: три года стабильности в ценах и создание современных механизмов совместной работы всех заинтересованных структур значительно улучшат обстановку.