О том, насколько популярно это занятие, свидетельствуют даже многочисленные печатные издания о модных тенденциях в интерьере и телепередачи о совершенствовании частных квартир. Секрет популярности магазинов товаров для дома, ремонта и строительства заключен еще в двух факторах, отражающих менталитет русского человека. Во-первых, жилье наших соотечественников пребывает в состоянии перманентного ремонта. Во-вторых, ни в одной другой стране мира нет такого количества садоводов и дачников, одержимых идеей постоянного благоустройства своих загородных резиденций.
Умелые ручки
В последнее время специалисты все чаще пророчат отток большей части покупателей в торговые комплексы, предоставляющие большой выбор по всем торговым позициям. В рассматриваемом нами сегменте торговой недвижимости наиболее перспективными в этом отношении считаются гипермаркеты, работающие в формате Do It Yourself (DIY), по-русски просто – «сделай сам». Это магазины с торговой площадью от 5 тыс. кв. м для формата супермаркета и от 10 тыс. кв. м – для гипермаркета. Ассортимент продукции насчитывает от 10 до 30 тыс. позиций. Число касс – не менее 20. Проходимость – 4–6 тыс. человек в день. Средний чек одного покупателя на сегодняшний день составляет 700–900 рублей.
В ассортимент предлагаемой DIY продукции входит все, что имеет отношение к чистовой отделке дома (обои, краски, кафель, напольные покрытия) и его обустройству (мебель, ковры, электроинструменты, светотехника и пр.), а иногда еще и садовый инвентарь, и растения. Данный формат подразумевает минимум вмешательства со стороны обслуживающего персонала и максимум самостоятельности посетителя. Торговля по принципу самообслуживания, выкладка товара такова, что покупатель может самостоятельно достать и посмотреть любую заинтересовавшую его продукцию. Как правило, DIY предлагает товары по средней и низкой цене. Ассортиментная линейка по каждой позиции невелика. Основными клиентами таких торговых предприятий являются частные лица – люди, осуществляющие ремонт собственных квартир.
Сегодня наибольшую активность в России проявляют европейские DIY-ритейлеры. За последние несколько лет «окно на восток прорубили» такие торговые сети, как OBI и Marktkauf (Германия), IKEA (Швеция), Castorama (Великобритания), Leroy Merlin (Франция).
Немецкая сеть OBI, основанная в 1970 году, считается классическим представителем формата DIY. В нашей стране эта компания позиционирует себя как сеть гипермаркетов «все для дома и сада». На сегодняшний день именно OBI наиболее уверенно разворачивается на российских просторах. Действуют несколько магазинов сети в Москве и регионах, планируется к открытию три гипермаркета в Северной столице.
Другая немецкая торговая марка, представленная на территории нашей страны (правда, пока только одним действующим магазином в Первопрестольной), – Marktkauf – объединяет в ассортименте своих гипермаркетов не только товары для облагораживания быта, но и продукты питания. Кстати, соседство магазинов для строительства и отделки с продуктовыми гипермаркетами, по мнению специалистов, является наиболее удачным сочетанием для таких партнеров. Нередко их объединяют в один архитектурный проект. По такому же принципу работают сетевики Leroy Merlin и Auchan. Первая компания была основана в 1923 году во Франции как сеть исключительно строительных гипермаркетов, но в 1981 году прошлого века контрольный пакет этой фирмы приобрела семья Мюлье, владеющая сетью продуктовых гипермаркетов под маркой Auchan. Так появился новый вариант синергии торговых операторов, завоевавший затем высокую популярность среди покупателей.
До последнего времени сеть Leroy Merlin проявляла интерес только к Московскому региону. Но недавно французы увеличили аппетиты и обратили внимание на Северо-Запад. Придет ли Leroy Merlin в Петербург одна или в упряжке с гипермаркетом Auchan, пока неизвестно.
Английская сеть Castorama входит в состав группы Kingfisher – первой в Европе и третьей в мире сети гипермаркетов формата DIY. Пока на территории России открыт один-единственный сетевой магазин – в Самаре. В процессе строительства находится петербургский гипермаркет. Дальнейшие, более конкретные, планы сети на наш город пока не озвучены. Но генеральный директор Castorama в России Питер Партма однозначно заявил, что «основной целью Castorama является лидерство на российском DIY-рынке». Ни больше ни меньше.
Помимо перечисленных монстров DIY-ритейла, о своих намерениях развивать формат гипермаркетов в России недавно сообщила финская Rautakesko, купившая компанию «Строймастер», ранее принадлежавшую петербургскому холдингу «Текс».
Первые ростки
В городе на Неве первой компанией, реализовавшей проект по созданию гипермаркетов товаров для дома, стало ООО «Максидом». Первый магазин сети был открыт осенью 1997 года, а до прихода в Северную столицу около трех лет назад многоопытного игрока – шведской IKEA – «Максидом» успел ввести в эксплуатацию еще два объекта и начать строитель-ство четвертого гипермаркета.
Всего же на петербургском рынке сегодня насчитывается немногим более дюжины гипермаркетов, реализующих непродовольственные товары. Девять из них можно отнести к группе «для дома, ремонта и строительства». Уточним, что в этом сегменте работают еще и сети супермаркетов – «Строитель», «Домовой», «Искрасофт», «Старик Хоттабыч», но в данном материале речь идет только о крупноформатных магазинах.
Еще совсем недавно представители бизнеса предсказывали: рынок строительных товаров и изделий для дома по потребительским предпочтениям и инвестиционной привлекательности в скором времени займет почетное второе место после продуктового ритейла. Похоже, утверждения эти были пророческими. По оценкам экспертов, емкость рынка товаров для дома, ремонта и строительства в прошлом году составила около $600 млн. А специалисты консалтинговой компании Astera Oncor считают, что к 2010 году этот показатель поднимется уже до $1 млрд в год.
«Формат гипермаркетов DIY в настоящее время очень успешен, – рассказывает директор по развитию компании London Consulting&Management Company | LCMC Дмитрий Золин. – Это объясняется продолжающимся ростом спроса на жилую недвижимость, а следовательно – необходимостью ремонта».
Кроме того, российский потребитель всегда не прочь сэкономить, если это не в ущерб конечному результату. А гипермаркеты DIY за счет особенностей формата и принципа организации торговли продают товары по более низким ценам, чем те же «братья меньшие» – супермаркеты.
Русские не сдаются
Словно почувствовав грядущую выгоду, на рынок гипермаркетов только в прошлом году вышли сразу несколько компаний – ООО «Лавента» (владелец брэнда «Санта-Хаус»), фирма «Стройформат» (сеть «Метрика»), корпорация «Искрасофт» (проект «Стройбург») и др. По прогнозам, за этот год действующие игроки увеличат городской рынок товаров для дома и строительства вдвое. Так, IKEA возводит второй магазин на Парнасе и выбирает участок для третьего. Очередной магазин «Санта-Хаус» откроется во второй половине текущего года в строящемся торгово-развлекательном комплексе «Питер Радуга». Там же скоро появится «классика» DIY – гипермаркет OBI. Другие два магазина этой немецкой сети разместятся в моллах «МЕГА».
Участники рынка товаров для дома демонстрируют бесстрашие перед возможным натиском новых игроков. Компании обещают занять все привлекательные участки под застройку и заявляют о грандиозных планах на будущее. Генеральный директор ООО «Лавента» Тигран Гукасян заявляет, что в течение пяти лет в России появятся 62 магазина «Санта-Хаус». Из них около десяти разместятся в Петербурге. ООО «Максидом» в ближайшие полтора года собирается пополнить местный рынок еще тремя магазинами сети.
Некоторые аналитики прогнозируют демпинг со стороны западных концернов, объясняя это наличием крепких финансовых тылов за счет развитой сети и многолетнего опыта работы. Данную точку зрения не разделяет Дмитрий Золин, считая, что приход европейских гипермаркетов не сильно отразится на ситуации. «У них не так много конкурентных отличий, хотя, скажем, в OBI серьезно представлены цветы и растения для дома и сада», – говорит он. Напротив, директор компании «Бекар. Консалтинг» Алексей Спивак придерживается мнения, что соперничество непременно обострится и это благотворно повлияет на рынок. Выиграют поставщики, у которых увеличится спрос, и покупатели – возрастет предложение.
Были бы деньги
Как бы ни были активны ремонтные бригады и любители современных интерьеров, а сроки окупаемости крупноформатных магазинов для дома и строительства сравнимы со временем возврата инвестиций в гостиничный бизнес. Пожалуй, наиболее яркий пример – компания IKEA. Затраты на открытие торговых центров в России перевалили за миллиард долларов. Как подтвердили в концерне, при всей популярности проекта в нашей стране, построенные с 2000 года магазины еще не вышли на окупаемость. Правда, шведы проявляют терпение, вкладывают немалые средства в создание новых комплексов и готовы подождать еще лет пять, прежде чем их инвестиции начнут приносить прибыль.
Дальше – меньше. Суммарный объем вложений в шесть комплексов «Метрика» оценивается в $60 млн. Один «Максидом» обходится владельцам в $15–20 млн при среднем ежегодном обороте одного магазина $40–45 млн. «Санта-Хаус» еще менее затратный проект, так как открывается в составе торговых центров, арендуя площади от 4 тыс. кв. м. На первый свой объект «Лавента» потратила немногим более $10 млн, на второй еще меньше – $5 млн. Эти «скромные» вложения, по оценке представителей сети, вернутся лишь через четыре-пять лет.
Как и при реализации других проектов, связанных с коммерческой недвижимостью, сложности у создателей сетей возникают на самом первом этапе – при поиске «пятна» под застройку (или объекта для девелопмента). В ООО «Максидом» уточнили, что серьезным препятствием является именно нехватка участков с подготовленной инфраструктурой.
В этом плане отличилась компания «Стройформат». Она арендовала площади у ОАО «Ленэкспо». Павильоны выставочного комплекса, суммарная площадь которых составляет почти 5 тыс. кв. м, решили перестроить под нужды торговли. Сложностей с коммуникациями не возникло, так как к помещениям изначально подведены электричество, отопление и канализация. Для парковки автомобилей покупателей будет использоваться также территория выставочного комплекса.
Готовь формат зимой
По словам Тиграна Гукасяна, рынок России в сфере товаров для быта плохо структурирован, грамотные операторы только-только появляются. Гипермаркетам для дома еще предстоит пройти путь к цивилизованной торговле, который в свое время проделал продуктовый ритейл. Неразбериха царит даже в выборе формата. С европейскими сетями все понятно. Они не «придумывают велосипед» и позиционируют себя на новом для них рынке так же, как и во всем мире.
Многие петербургские магазины товаров для дома, ремонта и строительства, по мнению специалистов, можно охарактеризовать как угодно, но только не как формат DIY (исключение, пожалуй, составляет сеть «Метрика» и строящийся гипермаркет «Стройбург»). Так, ни руководство компании, ни соперники «Максидома» не относят его к DIY, хотя прямыми своими конкурентами старейшая местная сеть считает как раз основных представителей данного формата – OBI, Castorama и Leroy Merlin.
Сеть «Санта-Хаус» не может быть DIY по определению – в гипермаркетах представлены по большей части товары для благоустройства и украшения дома. Однако и к интерьерным магазинам сеть себя не относит. Как рассказали в компании, еще до создания проекта менеджеры посмотрели объекты ведущих западных сетей. В результате был сформирован новый для нашей страны магазин «товаров для формирования быта». Иными словами – Home Life Market. В «Санта-Хаус» уверены, что аналогов их детищу на местном рынке нет, следовательно, отпадает вопрос и о наличии конкурентов.
Даже в более изученном и понятном продуктовом ритейле специалисты затрудняются назвать конкретные сроки, по истечению которых емкость рынка будет исчерпана. В случае с магазинами «для дома» ситуация и вовсе неясна. Кто-то из экспертов считает, что в данной сфере насыщение произойдет совсем скоро. Другие уверены, что Петербург легко «переварит» еще порядка 25 гипермаркетов непродовольственного ассортимента. Заметим, что если все девелоперы в полном объеме реализуют заявленные проекты, как раз столько и выйдет.
Генеральный директор «Лавенты» говорит, что новые объекты на рынке перестанут появляться не раньше чем через 15 лет. Тигран Гукасян объясняет это тем, что Россия еще находится в самом начале роста потребления. И существующие торговые комплексы пока удовлетворяют только самые необходимые нужды потребителей. Другие сетевики называют иной период – не менее чем через пять лет. Аналитики полагают, что по истечении этого времени и при неизбежном обострении конкуренции может начаться поглощение слабых игроков более успешными. Многим участникам удержаться на плаву поможет переход на более узкую специализацию. Продавая, скажем, только кафельную плитку, такие магазины предоставят исключительную глубину выбора в каждой позиции как основных, так и сопутствующих товаров (будь то клей или герметик для кафеля). Покупатели специализированного отдела смогут получить консультацию профессионала и исчерпывающую информацию об изделии.
Скорее всего некоторые участники рынка сместятся в сегмент более дорогих объектов, рассчитанных на клиентов с достатком выше среднего и высоким. Еще одним способом выживания в будущем видится слияние с другой торговой сетью.