Победитель будущего конкурса получит право управления комплексным развитием новой территории, то есть получит статус агентства. Таким образом, в конце лета стартует самый смелый петербургский проект как минимум двух последних столетий. По крайней мере, в этом уверены начальник отдела стратегических проектов Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Кайдалов и вицепрезидент управляющей компании "Морской фасад" Лев Пукшанский.
Проект, безусловно, амбициозный – в Западной Европе ему аналогов не найти. Нечто подобное предпринималось только на "нижестоящей" стороне полушария, например, в Саудовской Аравии. А вообще, метод создания новых территорий путем намыва становится популярным. На последнюю каннскую выставку Краснодарский край привез проект намыва 23 га в Черном море. Но что это по сравнению с питерскими 450-ю?
До 2008 года планируется отвоевать у Финского залива порядка 50 га. Около 32 га вновь образованной территории займет первый в России морской пассажирский терминал. Подразумевается, что остальные 18 га будут переданы частным инвесторам под строительство объектов инфраструктуры порта.
Собственно, и возведение самого порта не обойдется без частных инвестиций. По словам советника президента УК "Морской фасад" Олега Харченко (в недавнем прошлом – главного архитектора Петербурга), Федерация готова оплатить работы по строительству подводного канала, который позволит белоснежным лайнерам швартоваться к причалу, и сооружение основной стенки причала. Иначе говоря, не город, а страна оплатит заглубление дна по линии, ведущей от давно проторенного балтийского караванного пути до будущего терминала. Все остальное планируется реализовать за счет частных инвесторов. Возможно, проект войдет в анналы как показательный пример частногосударственного партнерства.
Затем, по одобренному на всех уровнях проекту, последуют вторая и третья очереди преобразования моря в сушу. До 2015 года территория должна вырасти до 450 га. Намечены оси будущего градостроительного преобразования: устье реки Смоленки и гостиница "Прибалтийская".
Вторая очередь – "намыв зюйд". К югу от будущего порта планируется намыть от 150 до 200 га нового грунта. Здесь подразумевается жилищноделовая застройка, где львиную долю отдадут объектам коммерческой недвижимости. С этого момента частному капиталу все карты в руки – частногосударственное партнерство окончилось.
Третья очередь, наоборот, будет в большей части посвящена жилищному строительству.
Суровый скептик спросит: "А нужно ли намывать целых 200 га под коммерческую недвижимость? Дороговизна проекта повлечет столь высокие арендные ставки, что бизнес не найдет возможности освоить территорию". Вицепрезидент УК "Морской фасад" настроен крайне оптимистично. Лев Пукшанский считает, что освоение новых земель обходится гораздо дешевле, чем реконструкция давно обжитых.
Руководитель отдела оценки недвижимости Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский – один из наиболее авторитетных экспертов на рынке Петербурга – еще в прошлом году относился к смелой идее со здоровым пессимизмом. Однако к весне 2006го оттаял. И оценил "движение в сторону Кронштадта" как крайне амбициозный, но вполне жизнеспособный проект.