Победитель будущего конкурса получит право управления комплексным развитием новой территории, то есть получит статус агентства. Таким образом, в конце лета стартует самый смелый петербургский проект как минимум двух последних столетий. По крайней мере, в этом уверены начальник отдела стратегических проектов Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Кайдалов и вицепрезидент управляющей компании "Морской фасад" Лев Пукшанский.

Проект, безусловно, амбициозный – в Западной Европе ему аналогов не найти. Нечто подобное предпринималось только на "нижестоящей" стороне полушария, например, в Саудовской Аравии. А вообще, метод создания новых территорий путем намыва становится популярным. На последнюю каннскую выставку Краснодарский край привез проект намыва 23 га в Черном море. Но что это по сравнению с питерскими 450-ю?

До 2008 года планируется отвоевать у Финского залива порядка 50 га. Около 32 га вновь образованной территории займет первый в России морской пассажирский терминал. Подразумевается, что остальные 18 га будут переданы частным инвесторам под строительство объектов инфраструктуры порта.

Собственно, и возведение самого порта не обойдется без частных инвестиций. По словам советника президента УК "Морской фасад" Олега Харченко (в недавнем прошлом – главного архитектора Петербурга), Федерация готова оплатить работы по строительству подводного канала, который позволит белоснежным лайнерам швартоваться к причалу, и сооружение основной стенки причала. Иначе говоря, не город, а страна оплатит заглубление дна по линии, ведущей от давно проторенного балтийского караванного пути до будущего терминала. Все остальное планируется реализовать за счет частных инвесторов. Возможно, проект войдет в анналы как показательный пример частногосударственного партнерства.

Затем, по одобренному на всех уровнях проекту, последуют вторая и третья очереди преобразования моря в сушу. До 2015 года территория должна вырасти до 450 га. Намечены оси будущего градостроительного преобразования: устье реки Смоленки и гостиница "Прибалтийская".

Вторая очередь – "намыв зюйд". К югу от будущего порта планируется намыть от 150 до 200 га нового грунта. Здесь подразумевается жилищно­деловая застройка, где львиную долю отдадут объектам коммерческой недвижимости. С этого момента частному капиталу все карты в руки – частногосударственное партнерство окончилось.

Третья очередь, наоборот, будет в большей части посвящена жилищному строительству.

Суровый скептик спросит: "А нужно ли намывать целых 200 га под коммерческую недвижимость? Дороговизна проекта повлечет столь высокие арендные ставки, что бизнес не найдет возможности освоить территорию". Вице­президент УК "Морской фасад" настроен крайне оптимистично. Лев Пукшанский считает, что освоение новых земель обходится гораздо дешевле, чем реконструкция давно обжитых.

Руководитель отдела оценки недвижимости Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский – один из наиболее авторитетных экспертов на рынке Петербурга – еще в прошлом году относился к смелой идее со здоровым пессимизмом. Однако к весне 2006го оттаял. И оценил "движение в сторону Кронштадта" как крайне амбициозный, но вполне жизнеспособный проект.

 

Текст: Вячеслав Березниченко