– Питер, с чего начиналась история IKEA в Северной столице и каковы дальнейшие планы развития компании?

– Немногие знают, что IKEA пришла в Петербург еще в 1994 году. Правда, в то время здесь был открыт только закупочный центр (компания приобретала и экспортировала продукцию, произведенную в Ленобласти. – А. Р.). Летом 2002 года в Тихвине начала работу фабрика «Сведвуд». А первый магазин у станции метро «Улица Дыбенко» открылся в декабре 2003-го. Инвестиции в этот проект составили около $45 млн. С момента прихода в Петербург у IKEA были взаимовыгодные отношения как с городскими властями, так и с Правительством Ленобласти. Конечно, с некоторыми чиновниками проблемы возникали – всегда находятся те, кто хочет нагреть руки, но в целом мы встретили понимание и хороший прием. Надо заметить, что не во всех российских регионах власти шли нам навстречу.

Концепция развития IKEA в России изначально предполагала, что вторым регионом после Москвы, где должны были появиться наши магазины, будет именно Петербург и Ленобласть. Так оно и вышло. В этом году, осенью, мы планируем открыть вторую IKEA в нежилой зоне Парнас. В планах строительство третьего магазина, месторасположение которого пока не определено.

Также в конце текущего года первых покупателей примут комплексы «МЕГА Дыбенко» и «МЕГА Парнас», возведенные рядом с магазинами IKEA. Комплексы «МЕГА» объединяют под своей крышей несколько крупных операторов по торговле продуктами питания, бытовой техникой и товарами для дома, а также бутики, ресторанные дворики, центры развлечений и досуга для всей семьи. На создание каждого из них будет потрачено по $250 млн. Кроме этого, планируем в течение года презентовать комплексы «IKEA+МЕГА» в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Еще одна «МЕГА» откроется рядом с третьим магазином IKEA в Московской области.

Всего в ближайшие 6–7 лет будет запущено около 15 проектов в России, включая торговые комплексы для всей семьи. В каждом городе, в том числе на Украине, с населением свыше одного миллиона жителей появятся наши магазины. Такая стратегия объясняется тем, что для поддержания невысоких цен на продукцию нужно наращивать объемы продаж, а следовательно, и объемы закупок.

– Не будет ли отсрочки по вводу в эксплуатацию комплекса «МЕГА Парнас» изза недавней смены генерального подрядчика на строительстве этого объекта. Насколько известно, новым генподрядчиком стала турецкая компания Renaissance Construction, которая возводит комплекс «МЕГА Дыбенко»?

– Мы действительно разорвали договор с фирмой Lemcon, строительным подразделением финской компании Lemminkainen, и сейчас ищем нового поставщика услуг, который бы закончил работу. Будет ли это Renaissance или другая компания, пока не решено (ряд СМИ и представители Renaissance Construction уже сообщили о заключении контракта на строительство торгового комплекса «МЕГА Парнас» между турецкой генподрядной структурой и концерном IKEA как о свершившемся факте. – А. Р.). Сейчас на объекте выполнена примерно половина работ. Поэтому сроки ввода его в эксплуатацию останутся теми же – это конец 2006 года.

– Почему для работы IKEA в России был выбран именно формат DIY?

– Концепция нашей компании – использовать единый торговый формат независимо от того, где расположен магазин, будь то Россия, Сингапур или другие страны. Мы стараемся обеспечить максимально низкие цены на наши товары, поэтому для сокращения издержек часть работ предлагается сделать самому покупателю (в частности, самостоятельно собрать приобретенную мебель). Таким образом, экономит и потребитель, и мы.

– Какие магазины составляют вам конкуренцию?

– У нас немало конкурентов на местном рынке. Здесь довольно много производителей мебели, которые реализуют продукцию через собственные магазины. Один из конкурентов подобного формата – сеть гипермаркетов «Максидом». Других идентичных IKEA сетей, которые могли бы предоставить аналогичный ассортимент, в Петербурге нет. Есть много небольших разрозненных магазинов, специализирующихся на торговле конкретной группой товаров – офисной мебелью или текстилем. В любом случае конкуренция нам нужна. Вместе с конкурентами растем мы сами, развивается рынок. Это стимулирует нас проявлять больше заботы о своем покупателе.

– К вопросу о соперничестве. В комплексах «МЕГА» среди якорных арендаторов заявлены магазины немецкой розничной сети OBI. Этот оператор считается классическим представителем DIY торговли. Чем можно объяснить привлечение данной компании. Ведь OBI – прямой конкурент IKEA?

-Возможно, OBI будет присутствовать не во всех комплексах «МЕГА» на территории России. Правда, в составе московских и петербургских центров – точно. Да, OBI и IKEA конкурирующие компании, но это идет на пользу им обеим. Как я говорил, мы от соперничества только выигрываем и соседство похожей торговой сети не дает нам расслабляться. Тем более что ассортимент OBI и IKEA совпадает не на 100%, мы дополняем друг друга. Получается эффект синергии – вместе наши магазины утраивают возможность выбора для потребителя.

– Какие тенденции наблюдаются сегодня в сегменте магазинов товаров для дома?

– Мы ожидаем, что благосостояние петербуржцев существенно повысится, а значит, возрастет и уровень потребления. Тенденция развития рынка такова, что большая часть потребителей будет тяготеть к торговым центрам. Личное время людей дорожает, поэтому, чтобы не ездить по всему городу, посещая множество магазинов, они предпочтут сходить в один торговый комплекс. В таких моллах, как «МЕГА», можно не только найти абсолютно все необходимое – от булавки и носков до домашнего кинотеатра и норковой шубы, – в них можно всей семьей приятно провести время, поужинать, посмотреть кино.

Не исключено, что в дальнейшем кто-то из нынешних игроков рынка или из новых участников не сможет выдержать конкуренции и уступит свое место сильнейшему. За IKEA мы не беспокоимся – в разных странах Европы наша компания работает уже по 40–60 лет. Тем не менее потребитель не устал от IKEA. И все потому, что мы не стоим на месте, меняемся вместе с рынком, вместе с нашим покупателем.

– И последний вопрос. Вы помните свое первое впечатление о России?

– Я прилетел сюда впервые в январе 2000 года. Поздним вечером. В Москве, в аэропорту Шереметьево, было темно и холодно. Вокруг ни души. Меня встречал шофер с табличкой, на которой было написано IKEA. Он не говорил по-английски, я не понимал по-русски. Водитель привез меня к какому-то дому, высадил и махнул рукой, вроде как «это твой дом, живи там»...

Но потом впечатление, конечно, улучшилось. Русские очень открыты для общения и любознательны. Мне нравится, что работники IKEA в России хорошо образованы, креативны и умеют находить решения даже в очень сложных ситуациях. Вы всегда живо интересуетесь тем, как идут дела, и всегда хотите развиваться. Петербург расположен относительно недалеко от Скандинавии, откуда я родом, поэтому его жители мне более близки. У меня исключительно позитивное впечатление от работы здесь, и, скажу больше, я не собираюсь покидать Россию.

ДОСЬЕ

Питер Нильссон родился 3 декабря 1971 года в городе Хэсельхольм округа Скани (Швеция). Имеет ученую степень бакалавра (BBA) в области международного маркетинга и экономики. Свою профессиональную деятельность в IKEA начал более 11 лет назад с должности продавца диванов. Вскоре возглавил отдел по продаже диванов, а затем стал менеджером по обслуживанию покупателей. С 2001 года Питер Нильссон занимал пост менеджера административного отдела в «IKEA Химки» в Московской области.

С января 2003го возглавлял проект по строительству магазина IKEA в поселке Кудрово Ленобласти («IKEA Дыбенко»). С начала 2004 года снова работал в Москве, а уже в ноябре стал директором магазина в Казани, куда его направили для поддержки проекта. В июне прошлого года Питер Нильссон вернулся на должность директора магазина «IKEA Дыбенко». В ООО «IKEAМос» (юридическое лицо, созданное для управления магазинами IKEA в России) он считается одним из сильнейших топ­-менеджеров.

 

Текст: Анастасия Рублева