Союз производителей швейных изделий выступил с идеей создания технопарка легкой промышленности. Как рассказала «БН.ру» член правления Союза Светлана Молчанова, концепция проекта технопарка создана в рамках «Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года» и уже направлена в профильные госструктуры разных уровней. «Участок для технопарка мы сейчас подбираем. Нам нужно около 8 га земли в Петербурге или ближайших окрестностях. Нам предложили на выбор пять пятен (два из них — в Ленобласти), но пока решение о размещении не принято», — сообщила Молчанова. По ее словам, в технопарке должны расположиться от 40 до 70 профильных компаний.

«Минимальная площадь технопарка составит 30 тыс. кв. м. Но для того, чтобы объект вышел на федеральный уровень, его площадь должна быть около 500 тыс. кв. м», — заявила Молчанова. Объем инвестиций в проект (при минимальных показателях застройки) составит 360 млн рублей. Почти 17% от этой суммы швейные компании готовы вложить сами. «Есть шесть инициаторов проекта, которые согласились выступить соинвесторами: компании «Твинс», «Леди шарм», «Арт-Лайн», «Пакстон», «Скороход», «Градиент». Все они из Петербурга. Ведем переговоры и с московскими компаниями», — пояснила собеседница «БН.ру».

Остальные средства для создания технопарка планируется привлечь в виде займов, иностранных инвестиций, лизинговых операций и государственных субсидий на инженерную инфраструктуру, программу подготовки кадров, поддержку экспортной деятельности, а также в виде преференций для некоммерческой части проекта. Инвесторы, по расчетам разработчиков проекта, смогут вернуть вложения за 3–7 лет. В состав технопарка планируют ввести производственные корпуса, научный центр, школу дизайна, бизнес-инкубаторы для малого бизнеса, выставочные площадки. «Если удастся реализовать проект за полтора года — это будет счастье», — надеется Молчанова.

Формат будущего

Эксперты отмечают, что о создании технопарков говорилось на протяжении последних 10 лет. Но пока нет ни одного полноценного объекта этого формата. Хотя создание технопарков по отраслевому принципу — перспективное направление, которое позволит поднять промышленное производство в стране.

«На данный момент рынок технопарков в России только начинает развиваться. Но при грамотной концепции проекта подобный формат будет востребован, поскольку выгоден для потенциальных арендаторов», — говорит управляющий партнер LCMC Дмитрий Золин.

«Большая часть существующих технопарков создавалась на базе вузов и не выполняла своей главной функции по созданию и поддержке малых инновационных предприятий. Такие проекты не обладали необходимой инфраструктурой, к их созданию не привлекались опытные менеджеры. Это объясняет низкую окупаемость большинства отечественных технопарков. Кроме того, для России характерны более длительные сроки пребывания малых фирм в бизнес-инкубаторах — 10 лет, при международном стандарте в 2–3 года», — говорит руководитель отдела проектного брокериджа ASTERA St. Petersburg Ольга Земцова.

«Потребность в качественных технопарках, на наш взгляд, очень велика. Уже сегодня мы ощущаем наплыв российских и международных дистрибьюторских, фармацевтических компаний, а также производственных компаний автомобильного кластера, которым необходимы офисные и производственные площади за пределами КАД. Текущие складские и производственные площади не всегда способны удовлетворить их требования, соответственно, потребность в территориях, на которых были бы созданы современные технопарки, высока», — утверждает заместитель директора департамента консалтинга Colliers International Евгения Васильева.

Локомотив отрасли

Согласно данным Швейного союза, ежегодно россияне тратят более 1,7 трлн рублей на товары легкой промышленности — это 5% ВВП. При этом доля отечественных товаров составляет около 370 млрд рублей — около 1% ВВП. Преимущественно производство осуществляется на малых предприятиях, которые возникли в результате деления бывших гигантов отрасли. В 1994 году в стране было 90 текстильных фабрик. Сейчас реально работающих остались единицы. Из семи ранее действующих фабрик в Петербурге теперь ни одна не работает. «Соперничать с импортом российским ткачам приходится единственным способом — уходить в тень. Объемы производства отечественных швейников падают на 8–13% из года в год», — говорит Молчанова. Только 20% сырья можно найти в России, в основном шерсть и лен, да и те приходится везти за рубеж, чтобы обработать.

Сильнее всего отсутствие сырья сказалось на хлопчатобумажной отрасли: ежегодно российские ткачи ввозят хлопок на $500 млн. При этом доля материалов в себестоимости товаров занимает 30%, столько же — налоги, 25% приходится на работу и 15% — на арендную плату. «Налоги в условиях кризиса будут только расти, следовательно, снизить издержки, чтобы стать конкурентоспособными, производители могут только за счет остальных позиций. Этот вопрос и решит технопарк. И станет, таким образом, локомотивом возрождения отрасли», — заключила Молчанова.

Текст: Наталья Ковтун