Иск о банкротстве ООО «Порт Выборгский» поступил в Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области 2 июня. А на днях определили и дату слушаний по делу. Компания так и не смогла выплатить 24 млн рублей своему контрагенту.

Без причалов

«Порт Выборгский» группа «Осло Марин» приобрела еще в 2007 году у холдинга «Роса», который является собственником Высоцкого порта. Тогда «Выборгский» хотели приспособить под приемку контейнеров и автомобилей (в настоящее время порт принимает лишь навалочные грузы). В эту затею руководство компании собиралось вложить порядка $250 млн, однако масштабные планы реализовать не удалось. Представители «Выборгского» сообщали лишь о проведении «планового ремонта» причалов.

Долг ООО «Порт Выборгский» перед Выборгской судоходной компанией составляет 24 млн рублей: в начале апреля первая инстанция удовлетворила иск и обязала порт погасить заем, полученный еще в конце ноября 2008-го. Жалобу в апелляционный суд должник не подавал, но деньги так и не отдал. В итоге родственная структура вчинила порту иск о банкротстве.

Ситуация осложняется тем, что в ближайшее время порт может остаться без причалов, которые он арендовал у ФГУП «Росморпорт». Договор аренды заключили еще в 2005 году, когда порт принадлежал ООО «Холдинг Роса». Документ согласовали с Росморпортом, а также с Росморречфлотом, который на тот момент являлся федеральным агентством, занимавшимся вопросами морского и речного транспорта. Однако, как позже выяснилось, причалы находятся в собственности Федерального агентства по управлению госимуществом. Своего согласия ведомство на аренду не давало. Руководство ФГУП «Росморпорт» оспорило договор аренды и выиграло дело в первой инстанции. Апелляционный суд это решение отменил, однако в конце апреля Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа оставил решение первой инстанции в силе.

Круговое банкротство

Вместе с тем и саму группу «Осло Марин» вскоре должны признать банкротом. Процедуру наблюдения арбитраж ввел в марте этого года (дело № А56-88048/2009). Иск о несостоятельности подал один из кредиторов компании — Юрий Чичоян, который был владельцем участка в 0,86 га и здания площадью 3,7 тыс. кв. м в Угольной гавани. В начале 2008-го он продал эти активы ООО «Онега» (входит в группу «Осло Марин»). Сумма сделки составила 5 млн евро, однако покупатель перечислил лишь 4,5 млн. Позже г-н Чичоян подал иск о взыскании оставшейся суммы в Кировский районный суд Петербурга, выиграл дело, однако деньги не получил и подал иск о банкротстве ООО «Группа Осло Марин».

Как ранее заявлял глава «Осло Марин» Виталий Архангельский, его компания намеревалась подавать на решение о банкротстве апелляционную жалобу. Свое обещание группа сдержала: в конце мая в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд поступило заявление о признании недействительным решения первой инстанции. Но третьего июня суд жалобу возвратил, поскольку «Осло Марин» подал ее 14 мая, а решение о введении процедуры наблюдения приняли 11 марта (по закону обжаловать вердикт суда первой инстанции можно лишь в течение 10 дней после его вынесения). Получить новые комментарии относительно банкротных процессов в группе «Осло Марин» не удалось: телефоны компании не отвечали.

Как заявил управляющий партнер юридической компании Rightmark group Михаил Бойцов, ситуации, при которых родственные структуры подают иски о банкротстве друг друга, не редки. «Мотивы для этого бывают самые разные. Чаще всего речь идет о выводе активов или введении моратория на удовлетворение требований кредиторов, дабы предоставить должнику отсрочку по уплате долгов», — пояснил он.

Кроме того, по словам Михаила Бойцова, компании, которые сами находятся в процедуре банкротства, могут подавать заявление о несостоятельности других фирм. «Правоспособность юридического лица прекращается с момента внесения записи о его ликвидации в ЕГРЮЛ. Поэтому до ее внесения компания обладает всеми правами. В том числе может подавать заявления о банкротстве», — рассказал Михаил Бойцов.

Справка «БН.ру»:

В 2008 году суммарная стоимость активов Группы «Осло Марин» оценивалась в 30 млрд рублей. В структуру холдинга входят страховой брокер «Сканмаринконсалтинг», страховое общество «Скандинавия», медицинская страховая компания «Медстрахком», управляющая, лизинговая, лесопромышленная компании. К настоящему времени страховой блок холдинга полностью прекратил работу.

По данным арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, долги группы и входящих в ее состав структур превышают 10 млрд рублей, из которых 4 млрд компании холдинга должны банку «Санкт-Петербург». Поручителем по многим кредитам выступал сам Виталий Архангельский, который с прошлого года живет в Болгарии.

Ежегодная пропускная способность порта «Выборгский» оценивается в 3 млн тонн грузов. Порт расположен в северо-восточной части Финского залива и соединяется Сайменским каналом с финским озером Сайма. В прошлом году грузооборот ООО «Порт Выборгский» упал на 8% и составил 1,2 млн тонн грузов.

Текст: Сергей Бардин