Кроме того, одно из ведущих предприятий судостроительной отрасли рассчитывает получить заказы на постройку как минимум двух вертолётоносцев типа Mistral и трех атомных ледоколов нового поколения. Проектная документация на ледоколы уже разработана петербургским ОКБ «Айсберг» и в ближайшее время Минтранс объявит тендер на право постройки первого судна. Об этом заявил сегодня глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко.

Экс-премьер России присутствовал на торжественной церемонии спуска на воду первого энергоблока ПАТЭС — «Академик Ломоносов». Он рассказал о перспективах атомных электростанций малой мощности (10-300 мВт). По его словам, в ближайшие годы до трети всех заказов в атомной энергетики будут связаны именно с ними. «Если нам удастся предложить иностранцам доступную для них цену, то заказы не заставят себя ждать. Такие ПАТЭС могут использоваться в экваториальных странах, где есть дефицит питьевой воды, ведь они могут не только вырабатывать тепло и электричество, но и опреснять воду», — заметил чиновник.

По планам заказчика «Академика Ломоносова» — ОАО «Концерн «Росэнергоатом» — первые плавучие атомные электростанции появятся близ городов Певек (на Чукотке) и Вилючинск (на Камчатке). В числе вероятных покупателей ПАТЭС также называют «Газпром», который уже высказывал заинтересованность в использовании таких станций для энергообеспечения проектов по добыче газа в северных широтах и на полуострове Ямал.

Полностью «Академика Ломоносов» будет сдан в апреле 2012 года. Затем его перебазируют в Мурманскую область, где в него заложат топливо, и затем Северным морским путём отбуксируют к месту «службы». Передвигаться самостоятельно станции этого типа не могут.

До 2015 года «Росэнергоатом» планирует построить еще 6 станций. При таком серийном производстве каждый энергоблок может сооружаться еще быстрее. По оценке генерального директора ОАО «Балтийский завод» Андрея Фомичёва — за два года. Стоимость энергоблока составляет 16,5 млрд рублей, правда, сколько из них будет выплачено непосредственно Балтийскому заводу, пока неизвестно. Однако специалисты подчёркивают, что при серийном производстве эта сумма может существенно уменьшится. Решение же о пуске ПАТЭС в серию может быть принято на совещании в правительстве 29 июля.

Глава Балтийского завода также рассказал, что Балтийский завод ведёт переговоры по строительству вертолётоносцев Mistral. Напомним, что Россия хочет приобрести у Франции 4 таких корабля, но настаивает, чтобы 3 из них были построены в России. Французская сторона лоббирует соотношение 2 к 2, переговоры по этому вопросу продолжаются. Стоимость одного корабля составляет около €300 млн.

«Кроме того, у завода весьма высоки шансы выиграть тендер на постройку атомоходов нового поколения, поскольку только мы имеем опыт строительства подобных судов, а технологии уже обкатаны при постройке ПАТЭС», — считает глава предприятия.

В случае, если Балтийский завод получит эти заказы, его выручка, по оценкам экспертов, может увеличиться в 2-2,5 раза. По итогам 2009 года этот показатель составил 3,6 млрд рублей при чистом годовом убытке в 22,5 млн рублей. По словам Андрея Фомичёва, уже по итогам текущего года завод «должен выйти» в прибыль.

Фото: РИА Новости

Текст: Игорь Терновых