Северо-западное таможенное управление (СЗТУ) до сих пор не оправилось от закрытия Выборгского и Пискаревского таможенных постов. Сразу после их закрытия в Петербурге образовались жуткие пробки на подъезде к оставшимся терминалам, которые не справлялись с объемами грузов. Теперь перевозчиков держат на границе, чтобы избежать пробок. Не исключено, что ситуация отразится на розничных сетях, которые столкнутся с задержкой поставок импортных товаров.
Как рассказал Константин Шаршаков, заместитель руководителя регионального отделения Ассоциации международных автоперевозчиков, оставшиеся таможенные посты до сих пор не справляются с оформлением нужного объема грузов, из-за этого часть грузовых машин искусственно сдерживают на границе. Если раньше на пропускном пункте «Торфяновка» (граница с Финляндией) оформлялось до 750 грузовиков в день, то теперь – 350-400 грузовиков. Время ожидания водителей на границе увеличилось до 50 часов в день. На границе с Эстонией вместо обычных 70-80 грузовиков в день оформляется 40-50 машин, а время ожидания водителей доходит до 100 часов. Там ситуация осложнена еще и ремонтом моста «Дружба» и снижением пропускной способности самого таможенного поста.
«Прежде чем закрывать действующие логистические комплексы в Петербурге, нужно было подготовить инфраструктуру вблизи границы», - считает Константин Шаршаков. По его словам, таможенные органы до сих пор не решили вопрос с отводом земель для строительства новых терминалов, поэтому в ближайшие два года этот вопрос не решится.
СЗТУ уже определило места для 13 логистических терминалов, которые нужно в кратчайшие сроки построить на приграничной территории. Они появятся вблизи пунктов пропуска Вяртсиля, Светогорск, Брусничное, Торфяновка, Ивангород, Куничина Гора, Шумилкино, Убылинка, Бурачки, Советск, Чернышевское, Багратионовск и Мамоново. Заместитель начальника СЗТУ по таможенному контролю Юрий Лямкин уверяет, что все условия для строительства новых логистических комплексов уже созданы, и 30 компаний подали заявки на участие в их строительстве.
Станислав Зингеренко, директор по логистике Корпорации «Стерх» (собственник терминала, в котором располагался Выборгский таможенный пост), амбициозным планам таможни не верит. По его словам, в лучшем случае новые терминалы откроются через два года: год займет согласование проекта и запуск нового комплекса и год потребуется для его строительства. Он также отметил, что стоимость одного современного логистического комплекса составляет $40-50 млн. «Я не верю, что после закрытия наших постов, найдутся предприниматели готовые вкладываться в такие рискованные проекты», - говорит Станислав Зингеренко.
Закрытие таможенных постов проходит в рамках Концепции переноса таможенного оформления на границу РФ. Таким образом, таможня пытается максимально загрузить российские порты и снизить объемы грузов, доставляемых автотранспортом. В рамках концепции на Северо-Западе уже закрыто два таможенных поста, планируется ликвидировать еще 17 постов. Также было закрыто 45 таможенных постов в Москве. Сейчас таможенникам приходится искать способ построить новую инфраструктуру на границе для замены закрытых постов.