Законопроект о поправках в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», «Об оценочной деятельности в РФ» и «Об акционерных обществах» разработан Минэкономразвития. В первую очередь изменения направлены на более эффективную продажу так называемого неликвида – небольших предприятий и госпакетов акций в ОАО. Затраты государства на подготовку приватизации такого имущества зачастую превышают доходы от его реализации. В частности, нововведения позволят продавать большинство ГУПов без их акционирования. Ранее, если балансовая стоимость приватизируемого объекта превышала 100 тыс. рублей, существовало жесткое требование его акционировать. Теперь эта планка будет повышена до 500 млн рублей.
Другое кардинальное новшество – отказ от института нормативной цены. Она, в частности, определяет ценовой порог, ниже которого расставаться с госсобственностью нельзя. Согласно проекту закона собственнику имущества дадут полномочия самостоятельно устанавливать критерии, по которым будет определяться стартовая цена продаваемого объекта. Причем принадлежащие государству единичные акции и небольшие пакеты можно будет выставлять на торги без проведения независимой оценки. И даже более того – реализовывать их без объявления начальной цены, ориентируясь исключительно на предложения участников торгов.
Самая революционная поправка – лишение Российского фонда федерального имущества (РФФИ) права монопольного продавца. Согласно документу данные функции по поручению Правительства РФ смогут также выполнять специализированные госучреждения и иные юрлица, «способные нести имущественную ответственность по обязательствам, связанным с продажей имущества».
В ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» грядущие изменения в приватизационном законодательстве в основном вызывают одобрение. По словам заместителя гендиректора по приватизации Динары Усеиновой, нормативная цена серьезно затрудняет продажу городского имущества. «Нередки случаи, когда она в десятки раз больше рыночной. В итоге многие объекты остаются невостребованными», – говорит она. Правда, примерять на себя роль эксклюзивного продавца федерального имущества здесь не торопятся. «Я не думаю, что авторы законопроекта имели в виду замену одной монополии на другую. Все будет зависеть от критериев отбора продавцов. Мы следим за ситуацией и готовы поучаствовать в конкурентной борьбе за право торговать федеральной собственностью», - говорит заместитель гендиректора Фонда по экономике и финансам Владимир Жуковский.