Прошлой зимой Фонд имущества Петербурга подал иск в Арбитражный суд в адрес компании «Моби Дик», которая владеет паромно-перегрузочным комплексом в Кронштадте и входит в холдинг «Н-Транс». Иск касался расторжения договора продажи участка на улице Гидростроителей, 7, литера А.

Участок площадью 1,36 га с аварийным зданием площадью 1,27 тыс. кв. метров «Моби Дик» купил на торгах в ноябре 2005 года. За актив инвестор заплатил 14,5 млн рублей (начальная цена лота). Компания обязалась реконструировать аварийное здание под деловую функцию. С учетом аварийности здания директор департамента оценки NAI Becar Александр Филиппов оценивает стоимость реконструкции примерно в 40 тыс. рублей за 1 кв. метр.

Для реализации проекта отводилось 42 месяца. Но на момент истечения срока постановления компания даже не приступила к работам. Городские власти планировали обязать «Моби Дик» освободить участок, хотели вернуть пятно в казну города и снова выставить его на торги. Но юристы компании выдвинули городу встречный иск с требованием изменить условия договора и продлить срок его действия до марта 2012 года.

Суд состоялся 18 июля. По данным источников, знакомых с ситуацией, компании удалось доказать, что сроки работ по проекту были сорваны не по ее вине. Инвестора задержало принятие городского закона «О правилах землепользования и застройки». Только после того, как этот документ увидел свет, КГИОП мог согласовать стройку. «Моби Дик» предоставил суду соответствующий документ, и суд с иском «Моби Дика» согласился. В пресс-службе «Н-Транс» факт судебной победы «БН.ру» подтвердили, но от официальных комментариев отказались. В Фонде имущества также хранили молчание.

Инвестиционное бодание

Эксперты сошлись во мнении, что победа «Моби Дика» — важный для рынка прецедент. Хотя, разумеется, в силу особенностей российской правовой системы другие суды не обязаны принимать по подобным делам такие же решения. Но, во всяком случае, у бизнесменов в тяжбах с чиновниками станет одним аргументом больше.

«Теперь административные органы будут нести ответственность за своевременное согласование проектных документов, следовательно, целенаправленные задержки уйдут из практики согласований», — говорит руководитель отдела инвестиционного консалтинга ASTERA Александр Волошин.

«Инвестору всегда трудно отстоять свои права в споре с городом. И то, что компании «Моби Дик» удалось добиться судебного постановления в свою пользу, безусловно, повлияет на решительность других инвесторов в подобных спорах. Такие судебные прецеденты улучшают инвестиционный климат в Петербурге», — уверен генеральный директор компании «Ленстройжилсервис» Сергей Шатуновский.

С коллегой согласен исполнительный директор Praktis CB Сергей Федоров: «С точки зрения серьезных инвесторов, подобные иски, инициированные городом, подрывают доверие к рынку Петербурга, ставят под сомнение его стабильность. Хотя городские власти понять можно. Если практику повторных торгов поставить на поток, это может принести хорошую прибыль на выходе из кризиса».

В свою очередь, управляющий партнер ARIN Real Estate Services Кайл Патчинг отметил, что в сегодняшней ситуации стабильные компании, возможно, сочтут за благо возможность избавиться от заведомо провальных проектов, переоцененных в докризисный период, с неграмотной концепцией. «Отдавать наиболее ликвидные объекты никто не будет, будут избавляться от «балласта». Позиция города будет более жесткой или более мягкой в каждом конкретном случае. Если город будет иметь реальную альтернативу существующему инвестору, тогда будут прилагаться все возможные усилия, чтобы отобрать объект у владельца, не выполняющего свои обязательства. Если же никто более на объект претендовать не станет, очень высока вероятность, что его возврат городу будет не таким принципиальным моментом», — полагает эксперт.

Поток исков

По данным открытых источников, с начала 2009 года фонд имущества подал 15 исков о расторжении договоров купли-продажи объектов, приобретенных на городских аукционах еще до кризиса. Их собственники, как и «Моби Дик», не уложились в сроки правительственных постановлений. Объекты продавались на основании распоряжения правительства Петербурга 33-рп «О продаже на торгах зданий и земельных участков» от 29 декабря 2003 года, которое требует завершить реконструкцию или строительство на купленных участках за 42 месяца.

Среди громких дел можно вспомнить разбирательство города и ООО «РГС недвижимость». С этой компанией фонд имущества судится с апреля. Инвестор в 2005 году за 76,2 млн рублей приобрел на торгах аварийное здание памятник регионального значения площадью 3370 кв. м на Галерной, 40, для реконструкции под гостиницу. К строительным работам «РГС недвижимость» так и не приступила. Компания не хочет отказываться от проекта и ведет с городской администрацией переговоры о продлении сроков. Следующее заседание суда назначено на 12 июля.

Аналогичная ситуация возникла и с компанией «Братина» из Нижнего Новгорода. В декабре 2006 года фирма заплатила за два здания на Английской набережной 126,4 млн рублей. Общая площадь лота — около 9 тыс. кв. м, проект предусматривал создание отеля. Сроки реконструкции объекта истекают в сентябре 2010 года, однако проект пока в стадии согласований.

Справка БН:

ООО «Моби Дик» работает на рынке с 2004 года. Грузоборот терминала «Моби Дик» в 2009 году составил 936,5 тыс. тонн, против 1,7 млн тонн в 2008 году. Основная специализация терминала — рефрижераторные грузы и контейнеры. Финансовые показатели не раскрываются.

«Моби Дик» с 2007 года входит в состав группы «Н-Транс» . В начале 2008 года «Н-Транс» завершила формирование нового российского портового холдинга, объединив все профильные активы в новой компании, названной Global Ports Investments Ltd. (GPI). В GPI, в том числе, вошли петербургские морские терминалы «Петролеспорт» и «Моби Дик», а также строящийся сухопутный терминал «Янино».

Текст: Наталья Ковтун