Для спасения скверов от застройки депутаты подали тысячу поправок к законопроекту Смольного, на треть урезающего площадь зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП) Петербурга. Из 2,4 тыс. гектаров «отбить» удалось только около 230 га – около пяти десятков скверов. Остальную зелень пустили в свободное плавание - по волнам правовой неопределенности.
Сразу два «зеленых» законопроекта рассмотрел парламент на очередном заседании в четверг, 23 июня. Депутаты приняли в целом закон «О зеленых насаждениях Санкт-Петербурга» и скорректировали во втором чтении закон о перечне зеленых насаждений общего пользования.
Передать по списку
Первый из законов установил порядок пользования, учета, режимы охраны для всех видов городской «зелени» (ее классифицировали на территории общего пользования, ограниченного пользования, внутриквартального озеленения и пр.).
К третьему чтению документа комиссия ЗС по горхозяйству наконец придумала как спасти 783 га территорий внутриквартальных скверов, которые выносят из закона о ЗНОП и передают под охрану муниципалам. Дабы ничего не пропало в процессе передачи, которая может затянуться на неопределенный период, всю внутриквартальную «зелень» списком в 800 адресов «приложили» к закону о зеленых насаждениях. Своего рода пометка для застройщика - сюда не соваться.
Правда, как раз теперь, когда дворовые скверы лишились статуса ЗНОП, на эти участки распространяется действие градостроительных регламентов, а значит, их формально можно пустить под застройку. Поэтому отдельной строкой в закон ввели запрет на возведение капитальных сооружений на таких территориях. Оградительная норма носит половинчатый характер – в скверах разрешили возведение социальных объектов: школ, детсадов и пр. По словам члена рабочей группы, депутата Сергея Малкова, это был вынужденный компромисс: из-за аврального режима работы придумать иной способ защиты дворовых скверов не удалось.
Депутат Алексей Ковалев уверен, что подобным образом «внтурикварталку» подставили под удар. «В Петербурге это обычная практика, когда пустые участки, зарезервированные под социальные объекты, передают строительным компаниям, а школы и поликлиники строят на месте зеленых насаждений», - говорит он.
Эксперты говорят, что теперь судьба внутриквартальных насаждений будет с одной стороны зависеть от расторопности и воли муниципалов - как быстро они среагируют на получение новых полномочий и возьмут зеленые зоны на баланс. С другой стороны, сторожевые функции должен нести Земельный комитет – в КЗРЗ есть вся картография на эти скверы и на попытки формирования инвестором участка с захватом зеленой территории чиновники должны накладывать вето.
Как все эти механизмы будут работать на практике, никто из экспертов сейчас предсказать не берется.
Скверная тысяча
Второе чтение законопроекта, вырезающего из перечня ЗНОП всю «зелень», за исключением садов и парков городского значения, вновь отметилось скандалом. За десять дней, прошедших после
бурного первого чтения, парламентарии выдали к законопроекту почти тысячу поправок.
Большинство поправок направлены на возврат садов и парков в перечень ЗНОП - депутаты проанализировали «скверные» сокращения на территории своих округов. Так депутат Елена Бабич подала 49 поправок, Владимир Барканов – 12, Сергей Малков- 134, Сергей Никешин – 36, Олег Нилов – 25 , Олег Пеший -16 , Павел Солтан – 57 и т.д.
Абсолютным рекордсменом стал депутат Алексей Ковалев, представивший около 600 изменений, в основном возвращающих обратно в ЗНОП внутриквартальные скверы. Цель ударного труда вполне очевидная - заблокировать рассмотрение «антинародного» документа. Если бы парламент отвел на авторские выступления по каждой из тысячи поправок пару минут, обсуждение грозило затянуться на полутора суток.
Анализом всех депутатских инициатив занимался «десант» чиновников из КЗРЗ прямо в стенах Мариинского дворца. По словам председателя комитета Валерия Калугина, работа была завершена лишь к утру дня заседания. Критериев «отбраковки» было несколько.
Игнорировали поправки, возвращающие в перечень ЗНОП внутриквартальные скверы. Отказались включать в список зеленые зоны площадью менее 0,5 га- это противоречит строительным нормам и правилам. Отклонили инициативы по включению в ЗНОП территорий, уже переданных в частную, либо федеральную собственность. Также не стали поддерживать инициативы по увеличению площади скверов и парков менее, чем на 10% территории. Это можно будет делать без внесения изменений в закон о ЗНОП.
В итоге рекомендованными к принятию из тысячи оказались лишь около пятидесяти поправок, их и утвердили тремя пакетами. Все остальные депутатские инициативы отклонили единым пакетом без обсуждения. Это было явным нарушением регламента работы ЗакСа, но нарушение признали несущественным. После такого решения фракция «Справедливая Россия» в знак протеста в полном составе покинула зал заседаний.
Точечное сохранение
Среди одобренных поправок есть концептуальные. Так комиссии ЗС по горхозяйству удалось наконец убрать из названия перечня зеленых насаждений слово «примерный» - такой статус списка ЗНОП помогал властям выигрывать судебные разбирательства с защитниками скверов. Другая поправка разрешила чиновникам уменьшать площадь сквера при уточнении его границ не более чем на 10 % территории.
Остальные поправки касаются конкретных адресов. Депутаты пополнили ЗНОП десятком новых объектов – это сквер на Политехнической ул., бульвар на Народной ул., сквер на ул Новоселов 5-9 и др. Кроме того, парламентарии «отбили» сокращение границ еще почти по четырем десяткам адресов – это бульвар на наб. Крюкова канала, на Пулковском шоссе, сквер на ул. Шамшева, Яблоневый сад, парк Интернационалистов во Фрунзенском районе, сквер на пересечении Чкаловского проспекта и Большой Зеленина и ряд других территорий. По словам Сергея Никешина, в основном это адреса, уже отметившиеся громкими конфликтами между застройщиками и горожанами.
Так повезло
«шумному» скверу на ул. Ивана Фомина: ему прирезали уже выделенный властями под строительство Дворца Танцев земельный участок. А вот возвращать Лопухинский сад в исторические границы, как это
планировалось ранее, депутаты не стали. Из территории вырежут участок площадью свыше 4,5 тыс. кв. м, ныне оформленный в собственность компании RBI и где
планируется возведение отеля. Правда, сокращение обещали компенсировать прирезкой к территории сада соседнего участка, находящегося в госсобственности.
Глава КЗРЗ Валерий Калугин случившимся компромиссом доволен – корректировка ЗНОП позволит наконец продолжить бюджетные стройки, ряд крупных городских и федеральных проектов. Среди них - строительство Западного скоростного диаметра, новый зоопарк в Юнтолово, программа капремонта многоквартирных домов на средства Фонда ЖКХ и пр. Он обещает, что ни один из дворовых скверов не пропадет и число их со временем даже увеличится – инвентаризация выявила, что закон учитывал лишь 30% внутриквартальных территорий.
Зелень на каникулах
Его оппоненты настроены пессимистично. Депутат Алексей Ковалев говорит, что по факту сокращения площади внутриквартального сквера или его исключения из списка ЗНОП горожане могут подавать в суд. Его коллегу Олега Нилова беспокоит судьба городских лесов – их выводят из- под защиты закона ЗНОП и отдают под охрану Лесного кодекса РФ.
Депутат Сергей Малков говорит, что противоречия между двумя «зелеными» законами неизбежны – и все из-за спешки, которой устроил депутатам Смольный. «Например, только утром перед заседанием выяснилось, что из-за какого-то СНИПа в территории зеленых насаждений общего пользования нельзя включать скверы площадью менее 0,5 га. В итоге только у меня в округе «повисли» 74 неучтенных сквера», - говорит он.
У директора Центра экспертиз ЭКОМ Александра Карпова опасения вызывает судьба всех зеленых территорий, которые вычеркивают из ЗНОП. Непонятно, что случится с зелеными насаждениями специального назначения. «Перечень объектов уличного озеленения отсутствует, их границы не определены, есть прямая опасность, что эти территории будут выкашиваться под автостоянки. Непонятен статус вычеркнутых из закона лесопарков - Новоорловского, Юнтоловского и других. Есть угроза дальнейшего отгрызания у них кусков – под индивидуальное жилищное строительство, инфраструктурные проекты.
Полная неопределенность и с территориями ограниченного пользования - туда должны попасть все городские парки, переданные в управление госпредприятиям. Но до сих пор список их неизвестен. А территории скверов при больницах, школах и других госучреждениях выпали из ЗНОП и никакими законами вовсе не учитываются»,- говорит Александр Карпов.
Над нестыковками двух «зеленых» законов депутаты обещают еще поработать, но видно заниматься этим придется только осенью. Окончательное чтение законопроекта о корректировке перечня ЗНОП намечено на следующую среду, после чего парламент отправится на каникулы до 9 сентября.
Справка БН
По действующему закону общая площадь территорий ЗНОП Санкт-Петербурга составляет 8,17 тыс га. В новой редакции она сократится примерно на 2,4 тыс га. Из них:
757 га – леса;
342 га – переводятся в территории ограниченного пользования;
783 га – переводятся во внутриквартальные скверы;
358 га – переводятся в территории специального назначения;
217 га - технические ошибки;.
610 га – находятся в собственности частных и госорганизаций или стадии оформления;
884 га – будет включено в закон как вновь выявленные ЗНОП.
Текст: Александр Смирнов