Ассоциация была зарегистрирована в сентябре прошлого года. Ее учредителями выступили 14 крупнейших издательских компаний Северной столицы. Среди них – ООО «Издательский дом "Шанс"», ООО «Бюллетень Недвижимости», ООО «Известия – Санкт-Петербург», ЗАО «Издательский дом "Экстра Балт"» и другие. В редакциях этих компаний работают более 1,5 тыс. сотрудников, а их годовой оборот превышает 2 млрд руб. Объединение выступило соорганизатором заседаний исполкома Всемирной газетной ассоциации и правления Всемирного форума редакторов, которые состоялись осенью прошлого года в Петербурге. Ассоциация проводит конкурс журналистского мастерства и занимается масштабным исследованием информационного рынка.
Открытость – залог успеха
Необходимость создания подобной структуры назрела давно: практически во всех сферах экономики Петербурга и Северо-Запада имеются свои профессиональные союзы. Строители, риэлтеры, хлебопеки и журналисты уже давно объединились в сообщества, помогающие совместными усилиями решать возникающие трудности и на равных вести диалог с властью. Однако до последнего времени в регионе не существовало структуры, объединяющей издателей. Этот пробел и был восполнен созданием Ассоциации издателей Санкт-Петербурга и Северо-Запада. По словам ее президента, генерального директора ООО «РИА "Ленинград"» – «Пронто-Петербург» Александра Евсеева, до последнего времени региональные СМИ рассматривались лишь в качестве информационно-политического или социального ресурса. «Сейчас же наступил переломный момент. Пресса стала экономически привлекательной, и многие отечественные и зарубежные инвесторы заинтересовались ее изданиями. Печатные средства массовой информации стали восприниматься как полноправные субъекты рынка», – отметил г-н Евсеев.
Ассоциация будет абсолютно открытой для всех участников рынка СМИ. «Свою работу мы основываем на полном равноправии. При этом многие учредители нашего сообщества являются прямыми конкурентами. Уверен, что диалог и открытое общение между издателями, партнерами и властями приведет к положительным результатам, и мы создадим продуктивные для общества правила игры», – заявил Александр Евсеев.
Проект века
В июне текущего года Ассоциация издателей Санкт-Петербурга и Северо-Запада примет участие во Всемирном газетном конгрессе, который пройдет в Москве. Ассоциация представит на обсуждение участников мероприятия свое исследование под названием «Россия: рынок СМИ и перспективы развития гражданского общества». Как отметил профессор Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Гавра, в рамках данной работы планируется изучить изменения в характере и моделях взаимоотношений СМИ, органов власти, гражданских и бизнес-структур, а также – связи между качеством жизни людей и развитием средств массовой информации. Исследование охватит период с начала 1990-х годов до настоящего времени.
«Прежде всего мы будем изучать данную сферу с точки зрения бизнеса. Необходимо уйти от идеологических клише, связанных с представлением о СМИ как о четвертой власти, и дать объективную оценку развития рынка информации», – подчеркнул Дмитрий Гавра. По его словами, цель данной работы заключается в том, чтобы понять, каким образом функционирует система СМИ в России и каковы перспективы ее развития.
Профессионалы восстановят доверие
По словам члена правления Ассоциации Сергея Грачева, одной из главных задач нового профобъединения будет работа по восстановлению читательского доверия к печатным изданиям. По его мнению, ситуация в данной сфере далека от идеала. В начале 1990-х началась активная коммерциализация газет и журналов. Многие из них стали представлять интересы тех или иных структур власти и бизнеса, поэтому манипулирующая функция вышла на передний план. Понимая такое положение вещей, читатели потеряли интерес к качественной прессе и переключили свое внимание на издания развлекательного профиля. Аудитория сократилась, вследствие чего значительно уменьшились тиражи многих известных газет и журналов. По мнению г-на Грачева, для исправления данной ситуации необходимо восстановить доверие общества к печатной периодике.
«Практически во всех европейских странах успех СМИ зависит от того, насколько хорошо налажено партнерство с читателем. В качестве ресурса, приносящего в том числе и финансовый успех, должны использоваться не природные богатства страны, а гражданская инициатива населения. Уважение к читателю – это самый простой и эффективный способ, чтобы сохранить свои позиции на рынке и добиться успеха», – отметил Сергей Грачев.
По мнению учредителей Ассоциации, решение данной задачи – в повышении профессионального уровня журналистов. Для реализации этой идеи планируется провести серию специализированных конкурсов. «Основное отличие этих конкурсов от других заключается в том, что награда за победу будет присуждать не жюри, а коллеги по цеху. Мнение профессионалов мы планируем дополнять оценками читателей, зрителей и посетителей сайтов», – рассказывает Сергей Грачев. Итоги первого конкурса будут подведены уже в конце марта. Премии получат журналисты, чьи материалы вызовут наиболее широкий общественный резонанс и максимально оправдают общественные ожидания в освещении социально-значимых тем.