На проходящем в Петербурге международном экономическом форуме круглый стол «Новые пути и возможности сотрудничества в военной области» собрал относительно немного слушателей. Зал, мягко говоря, был полупустым. Возможно, из-за малоперспективной для российских потенциальных инвесторов темы участия частного бизнеса в «оборонке». Модератор дискуссии директор Центра европейских реформ Чарльз Грант сразу же заявил тему дискуссии: растущая доля участия частного капитала в обеспечении обороноспособности своих стран – уже общемировая тенденция. Например, в Великобритании ремонт всей военной техники давно обеспечивается только частными компаниями. Один из ведущих военных аналитиков США Дуглас Харнед уточнил, что у этой тенденции есть вполне объективные основания. Даже по оценкам самого Пентагона, привлечение частных компаний к разработкам новых видов вооружений существенно сокращает сроки реализации «от идеи до металла». Более того, оценив преимущества такого подхода, сейчас Пентагон сокращает штат чиновников, курирующих частную сферу по данным вопросам. А многие перспективные разработки уже не заказываются военными, а инициируются самими частными компаниями.

Впрочем, как отметил основатель военной консалтинговой компании из ЮАР Эбен Барлоу, этот процесс в разных странах имеет свои национальные особенности. Например, в ЮАР на развитие вооруженных сил оказало большое влияние то, что «Африка – беднейший континент».  Отсюда, в этой стране роль частного бизнеса заключалась не столько в разработке новых вооружений, сколько в подготовке и обучении рядового и офицерского состава.  «Новые технологии должны соответствовать уровню подготовки личного состава», - уточнил военспец.  Поэтому, по мнению Эбена, к вопросам допуска частного бизнеса к военной сфере каждое правительство должно подходить «творчески», исходя из насущных интересов, задач и возможностей.

Об одной из особенностей собственных ВС сообщил вице-адмирал в отставке ВМС Индии Премвир Саран Дас (кстати, успевший послужить на трех кораблях, построенных в СССР). По словам Даса, оборонно-промышленный комплекс Индии находится в госсобственности, однако при этом половина кадрового состава вооруженных сил является гражданскими лицами. Объясняя причину, почему индийский ВПК не готов к сотрудничеству с частным бизнесом, вице-адмирал уточнил, что у индусов «традиционно хромает дисциплина». Тем не менее, частный сектор постепенно начинает осваивать сегмент необходимых для военных нужд комплектующих.

В свою очередь первый заместитель главы «Ростехнологии» Алексей Алешин пояснил, что в его компанию напрямую входит свыше 550 предприятий, а с учетом дочерних и «внучатых» порядка 2 тыс. И около 30% от этого числа заняты производством продукции военного назначения. Касательно международного сотрудничества в сфере производства вооружений, Алешин заявил, что на современном уровне развития технологий «без совместных НИОКР дальнейшее движение в этой сфере будет затруднительным».

Также представитель «Ростехнологии» заявил, что на обозримую перспективу определяющим игроком на рынке вооружений в России останется государство. «Я в этом глубоко убежден», - подчеркнул он. Отчасти это связано с тем, что рынка вооружений внутри РФ нет, и военная продукция выведена из торгового оборота. Возможность участия частного бизнеса в данной сфере Алешин видит на уровне обслуживания, в кооперации второго и третьего уровня. Принять же участие в бизнесе крупных оборонных холдингов частный бизнес сможет в качестве инвестора, после прохождения вышеназванными процедур IPO.

 

Текст: Игорь Чубаха