Юристы, опрошенные «БН.ру», согласны с позицией Павла Андреева — кредит возвращен за счет другого поручителя, владельца «Макромира» Андрея Рогачева, и последний теперь может потребовать долг только со своей компании, которая находится в стадии конкурсного производства.

История началась в ноябре 2005 году когда Сбербанк предоставил ООО «Макромир» кредит на 756 млн рублей на срок семь лет. В качестве залога компания предоставила Сбербанку РФ объекты недвижимости и поручительства Андрея Рогачева и Павла Андреева (которые в тот момент являлись партнерами и основными владельцами ООО «Макромир»).

Проблемы с этим и другими кредитами Сбербанку и остальным кредиторам возникли после того как партнеры поссорились и начали делить имущество. В итоге иск к «Макромиру» о взыскании суммы кредита Сбербанк РФ подал в июле 2009 года. В августе того же года в суды Санкт–Петербурга были поданы иски и к поручителям по кредитному договору — Рогачеву (в Московский районный суд) и Андрееву (Куйбышевский районный суд). Московский суд оказался оперативное и первым рассмотрел дело, приняв сторону банка и частично взыскав в сумме 620,9 млн руб долг в пользу Сбербанка РФ. Владелец «Макромира» попытался оспорить это дело в вышестоящей инстанции, но городской суд оставил решение в силе.

Решение о взыскании суммы кредита с Рогачева вступило в силу 18 января 2010 года. Уже вечером того же дня Рогачев направил в адрес Сбербанка РФ средства в счет погашения задолженности, рассказал источник в окружении предпринимателя. Дело же против Павла Андреева принятое к рассмотрению в Куйбышевском районном суде до сих пор продолжает рассматриваться.

Половину назад

Не удовлетворившись потерей денег, Андрей Рогачев решил потребовать половину уплаченной Сбербанку суммы долга со своего бывшего партнера и сопоручителя.

По мнению представителей Андрея Рогачева, согласно части 3 статьи 363 Гражданского кодекса РФ лица, совместно давшие поручительства, отвечают перед кредиторами солидарно, если иное не предусмотрено договорами поручительства. «Также, поручитель, который оплатил долг за должника, имеет право регрессного требования к остальным поручителям в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого. Таким образом, задолженность Павла Андреева перед Андреем Рогачевым составляет 310, 4 млн. рублей», — говорится в официальном сообщении Рогачева.

«Решить есть ли у меня долг перед Рогачёвым может только суд. У меня нет по этому поводу с Рогачёвым ни каких договорных отношений, и никакие совместные с ним поручительства я не давал. У меня есть отдельный договор со Сбербанком, по которому нет никаких судебных решений обязывающих меня делать какие-либо выплаты. Поэтому в настоящий момент любые заявления о наличии у меня долга являются не правдой», — пояснил «БН.ру» Павел Андреев.

Юристы, опрошенные «БН.ру», считают, что у господина Рогачева шансов взыскать деньги не много. «ГК РФ предусматривает, что если поручитель исполнил обязательство, то к нему переходят все права кредитора по этому обязательству. Такая конструкция считается так называемым регрессным требованием. В этом случае первоначальное кредитное обязательство прекращается с момента его исполнения поручителем за должника. Следовательно, прекращается и поручительство всех других лиц за должника (в т.ч. и поручительство Андреева). Таким образом, Рогачев может обратиться с иском на всю сумму к должнику, т.е. к ООО «Макромир», но не ко второму поручителю», — комментирует Михаил Бойцов, управляющий партнер юридической компании Rightmark group. «Хотя, в судебной практике встречаются случаи, когда суды частично взыскивают деньги по таким требованиям с другого поручителя. Но считаю такую позицию не соответствующей закону», — уточняет он.

История разрыва

Группа «Макромир» создана в 2001 году Павлом Андреевым и Андреев Рогачевым. В истории компании было 5 реализованных проектов в Петербурге: «Родео Драйв», «Французский бульвар», «Фиолент», «Сити Молл», «Феличита» общей площадью около 500 тысяч кв. м. Летом 2008года Андрей Рогачев обвини менеджмент компании в доведении компании до банкротства и выводе активов в пользу своего партнера Павла Андреева, после чего выкупил за 9 тысяч фунтов долю последнего в компании. «От действий Андреева, как управляющего партнера компании, «Макромир» получил огромный ущерб. Выведено активов на сумму более $240 млн», — комментировал Рогачев.

Сам Андреев не согласен с такой трактовкой. «Информация о том, что в тяжёлую финансовую ситуацию «Макромир» попал из-за действий прежнего менеджмента, является неправдой. Компания обслуживала все свои долги, пока ею управлял генеральный директор Игорь Шабловский (до октября 2008 года). И только после того как компания перешла под полный контроль Рогачёва и были уволены около 400 сотрудников во главе с менеджментом, ООО «Макромир» перестало обслуживать кредиты и обязательства перед лизинговыми компаниями. При этом до сих пор Рогачёв пытается в глазах общественности свалить вину за это на бывших сотрудников», — комментирует Павел Андреев.

Текст: Павел Никифоров