Девять двухэтажных 16-квартирных домов, площадью около 900 кв. м каждый, построено в Пикалеве вместо прежних, обветшавших и пришедших в аварийное состояние зданий. Старые кирпичные здания простояли полвека, но выстроенные в советскую эпоху тотальной экономии, они давно пришли в негодность.
Мэрия сформировала участки и объявила конкурс на возведение на том же месте новых домов. Его выиграла местная компания ООО «Инвест-строй», которая предложила свой типовой проект малоэтажных зданий. К тому же, она обследовала ситуацию с коммуникациями, подходящими к пятну застройки и имела, как тогда казалось, ясное представление об объемах работ. А директор фирмы Валентина Меньшикова является еще и руководителем ООО «Пикалевский завод ЖБИ», и депутатом городского Совета (осенью 2009 года она стала председателем этого Совета).
Но когда старые дома были снесены, оказалось, что строить на старых фундаментах, как планировало руководство компании и администрация города, нельзя: они «поплыли». Пришлось начинать с котлованов. Не удалось использовать и старые коммуникации: за десятилетия трубы прогнили и требовали перекладки. Взять на себя эти расходы пришлось самим строителям: бюджетные средства на такую замену не были предусмотрены.
Однако компания смогла уложиться в минимальную стоимость – 30 тыс. руб. за кв.м жилья. Источником экономии стало одновременное строительство шести домов в одном микрорайоне. Кроме того, были использованы современные недорогие материалы.
Основное удешевление произошло за счет использования сэндвич-панелей петербургского производства и плит OSB. Эти плиты выпускает сам «Инвест-строй» здесь же, в Пикалеве, на специально-закупленной линии, что дает большую экономию на транспортных расходах. Эти материалы получили энергетические паспорта, а нынешней зимой, по утверждению Валентины Меньшиковой, только в новых малоэтажках было достаточно тепло. Огнестойкость конструкций прошла экспертизу, деревянные конструкции обработаны специальными средствами, а внешние стены облицованы кирпичом.
В общую стоимость вошли полная отделка эконом-класса, установка кухонных плит и благоустройство территории. Хотя 30 тыс. руб. за «квадрат» – стоимость средняя, фактически она была разной для каждого дома и зависела от того, как близко подходят сети, от особенностей участка и потребностей в благоустройстве.
Площадь квартир – от 40 до 72 кв.м. Все они разного метража, поскольку одно из базовых условий программы расселения – предоставление жителям той же площади, что была у них прежде. Условие программы переселения – предоставить эквивалентную площадь. Панельная технология позволяет делать квартирографию произвольной и нестандартной, переставлять стены так, как это необходимо.
К строительству домов, их отделке, а также дорожным работам было привлечено более 500 местных жителей, сокращенных в период кризиса с градообразующих предприятий. Кроме малоэтажных построек, в рамках программы расселения аварийного жилья построено две пятиэтажки на 60 и 99 квартир. Строительство жилья стало настоящим спасением для города в самые острые восемь месяцев кризиса.
«Однако проблема аварийного жилья остается достаточно острой. Есть еще 12 домов, которые признаны аварийными, - сказал корреспонденту БН.ру глава г. Пикалева Сергей Вебер. – Необходимо расселить 259 чел. (сейчас уже переселяется 385). Если будут выделены деньги по этой программе, конечно, мы готовы построить все дома и полностью ликвидировать аварийный фонд».
Основным заказчиком строительства считается Фонд содействия реформированиия ЖКХ, но удастся ли получить от него средства на дальнейшие работы, неизвестно. «На совещании в Министерстве регионального развития нам предложили строить, обещая, что деньги будут, – объяснил Сергей Вебер. – Но, к сожалению, сейчас строители работают на собственные и заемные средства, финансирование Фондом реформирования ЖКХ пока не выделяется. Лимиты для Ленобласти ограничены, в этом году регион нас в общую заявку не включил. Мы получили деньги по программе поддержки малых городов, но их недостаточно. Эти средства должны быть дополнительными к общей заявке субъекта, но субъект не внес наши объекты в заявку, и деньги не выделены».