Новый порядок регламентирован утвержденным в июле прошлого года Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Документ вступил в силу с 1 января этого года. Нововведения призваны преодолеть непрозрачность процедур распределения контрактов и сократить расходы бюджетов всех уровней. Однако вопрос открытости предоставления подрядов окончательно не решен.

До последнего времени проведение конкурсных процедур было обязательным лишь при распределении заказов со стороны федеральных органов. Местные же власти имели право самостоятельно устанавливать критерии выбора подрядчиков для выполнения госконтрактов. Новый закон впервые распространяется на все уровни: теперь региональным администрациям и органам местного самоуправления необходимо действовать в соответствии с утвержденным документом. Практически все контракты должны распределяться путем проведения конкурсов или аукционов. Все исключения четко прописаны в документе.

Введено понятие «реестр недобросовестных поставщиков». В него будет заноситься информация о фирмах, которые уклонились от заключения госконтрактов или существенно нарушили условия их выполнения.

В документе прописан новый порядок выбора подрядчика для выполнения госзаказа. Отныне данный процесс может происходить путем проведения соответствующего тендера (по системе так называемого голландского торга – с понижением стартовой цены).

Вступление в силу нового документа практически не изменит правила игры на рынке государственного заказа Петербурга – с начала 2004-го в Северной столице работают исключительно по конкурсным правилам.

В конце декабря 2003 года правительство утвердило постановление «О формировании, размещении и исполнении заказа на поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга». В городе была создана трехуровневая система размещения госзаказа, построенная на работе конкурсных комиссий (Государственная при Правительстве Петербурга, семь межведомственных и комиссии государственных заказчиков). Документ содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, по которым продукция может закупаться у единственного источника, регламентирует процедуру конкурсов.

Несмотря на прописанные в федеральных и городских законодательных актах меры, вопрос о прозрачности предоставления подрядов продолжает оставаться открытым. После вступления в силу новых нормативных актов участники строительного рынка не склонны делать выводы о быстром изменении сложившейся системы распределения государственных контрактов.

Вице-президент корпорации «Петербургская Недвижимость» Вячеслав Семененко уверен, что новые правила повысят открытость рынка госзаказов, однако происходить это будет постепенно. «Конечно, никто не надеется на то, что в одночасье система станет полностью прозрачной, но принятый документ – однозначный к этому шаг», – говорит он.

По мнению заместителя гендиректора ЗАО «ИВИ‑93» Антона Андреева, схема распределения госзаказов станет открытой при надлежащей системе контроля: «Чем точнее определены правила, тем прозрачней будет процедура».

Текст: Сергей Бардин