«Трассой смерти» назвал дорогу «Скандинавия» заместитель начальника Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александр Капустин. Однако эти слова можно отнести и ко многим другим автотрассам Ленобласти.

Нынешней весной, впервые за два года, в регионе возросло число ДТП, причем особенно заметный прирост приходится на аварии с тяжелым исходом. Статистика ГИБДД свидетельствует, что, несмотря на почти полное отсутствие аварий в январе, в целом за первые четыре месяца года число ДТП выросло на 2,4%, число погибших – на 16%, раненых – на 14% (более тысячи человек). Это стало полной неожиданностью для руководства области, поскольку в марте 2009 года показатели аварийности, смертности и ранений на дорогах были, как выразились сотрудники ГИБДД, «аномальными», «необъяснимо низкими».
 
На заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при областном Правительстве вице-губернатор Николай Пасяда заявил, что во многом виноваты дорожные условия. Аналитическая справка, подготовленная ГИБДД к этому заседанию, сообщает: «Аварийность в Ленинградской области вообще определяется перегруженностью областной улично-дорожной сети городским транспортом, а также критическим несоответствием параметров дорог реальным транспортным потокам».
 
Иными словами, дело не в том, что с началом кризиса стало выделяться меньше средств на ремонт, реконструкцию и строительство трасс, а в том, что их выделялось слишком мало в течение десятилетий. Около 90% ДТП происходит на трассах вне населенных пунктов, при этом число происшествий, «связанных с неблагоприятными дорожными условиями», с начала года возросло.
 
Дорожно-эксплуатационные службы получают недостаточное финансирование, техника изношена, возможности посыпки дорог в зимнее время ограничены, упреждающего реагирования на меняющиеся дорожные условия нет совсем. Кроме того, мало светофоров и ограждений, разделяющих транспортные потоки.
 
На трассы приходится выводить дополнительные наряды ГИБДД, ибо замечено, что когда милиция работает открыто, а не скрывается в кустах, происшествий на дорогах становится меньше. Но заменить дорожников патрульная служба не в состоянии. К тому же численность сотрудников милиции в связи с реформой МВД сократится на 22%.
 
Больше всего аварий – на федеральных трассах. «Дорога “Скандинавия”, – сказал Александр Капустин, – дает большие цифры по аварийности. Нужно ее реконструировать с разделением потоков движения, заниматься состоянием проезжей части, освещения, оборудовать переходы и тротуары». Например, на участке дороги «Кола» между Петербургом и Кировском аварийность росла до тех пор, пока не были поставлены разделители.
 
На трассе «Россия» число ДТП удалось уменьшить после установки светофоров, но там нужны и пешеходные переходы. «Я понимаю, что строить подземные переходы сегодня дорого, но Московская область это делает, она строит и мостовые переходы над дорогами, и разделители. Достаточный уровень финансирования определяется и тем, есть ли такие объекты, – пытался объяснить замначальника ГИБДД. – А мы этого не делаем. В Ленинградской области организацией дорожного движения не занимается абсолютно никто – ни муниципалитеты, ни районы».
 
Председатель областного Комитета по дорожному хозяйству Константин Харакозов сослался было на нежелание районов согласовать уже подготовленные проекты распоряжений областного Правительства и выделять средства на дорожное хозяйство. Но вице-губернатор Николай Пасяда признал, что работа ведется плохо, – и поручил за неделю разобраться в ситуации тому же самому Комитету.
 
А пока сама ГИБДД обязалась «предоставлять в Комитет по дорожному хозяйству очаговую аварийность (так – в протоколе совещания в Управлении Госавтоинспекции от 14 мая 2010 г.) с целью включения конкретных адресов в план реконструкции и ремонта дорог». И просила составлять конкурсную документацию таким образом, чтобы дорожными подрядчиками становились только фирмы с опытом. Заодно милиция предложила «изучить законодательную практику республики Беларусь в части обязательного ношения пешеходами светоотражающих элементов». Раз нет фонарей – пусть пешеходы носят отражатели.

Текст: Василий Когаловский