Смольный реконструирует мусороперерабатывающий завод «МПБО-1» на Волхонском шоссе, удвоив его мощность. Чтобы обеспечить загрузку этого завода, а также еще двух аналогичных предприятий, которые будут построены в регионе, надо внести изменения в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Без этого невозможно наладить селективный сбор мусора. Свои предложения петербургские власти уже направили в Госдуму. Экологи уверены, что Смольный построит не перерабатывающие, а сжигающие мусор заводы.
Смольный реконструирует мусороперерабатывающий завод «МПБО-1» на Волхонском шоссе, удвоив его мощность. Чтобы обеспечить загрузку этого завода, а также еще двух аналогичных предприятий, которые будут построены в регионе, надо внести изменения в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Без этого невозможно наладить селективный сбор мусора. Свои предложения петербургские власти уже направили в Госдуму. Экологи уверены, что Смольный построит не перерабатывающие, а сжигающие мусор заводы.
О решении реконструировать завод и внесении поправок в закон сегодня, 9 июня, на пресс-конференции сообщил начальник Управления по обращению с отходами производства и потребления Всеволод Хмыров. Предполагается, что после реконструкции мощность «МПБО-1» как минимум удвоится (сейчас он способен перерабатывать до 350 тысяч тонн отходов в год).
Наладить селекцию
Пока не решено, какой именно способ переработки будет выбран для «МПБО-1». По словам Хмырова, в любом случае речь не идет о полном сжигании мусора. «Это слишком затратный способ. Завод должен максимально обеспечивать свои потребности в энергии. То есть технология должна предусматривать значительную ее выработку», - пояснил Всеволод Хмыров.
Объем инвестиций в проект он оценить не смог. Между тем, по оценке компании «ТелДаФакс», которая пару лет назад намеревалась построить в Петербурге мусороперерабатывающий завод, предприятие мощностью 300-350 тысяч тонн в год в зависимости от технологии может обойтись в 120-200 млн евро.
Такие же принципы, уверяет Всеволод Хмыров, будут применяться и при отборе инвесторов в конкурсе на строительство нового мусорного завода в Янино, который был
объявлен в конце прошлого года. В апреле 2010-го Смольный объявил трех претендентов, прошедших предквалификацию: сингапурская компания Keppel Seghers Engineering Singapore Pte Ltd; греческая Helekror S.A. - Aktor Concessions S.A. - Actor S.A. и австрийская Strabag. Первая специализируется на сжигании мусора, остальные предлагают биологическую переработку, основанную на глубокой сортировке отходов. Мощность будущего завода составит как минимум 350 тысяч тонн мусора в год.
Как сообщил начальник отдела проектов государственно-частного партнерства Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Роман Голованов, объем инвестиций – 100-300 млн евро. Соглашение о государственно-частном партнерстве (ГЧП) с инвестором, которого назовут 9 августа этого года, предполагается подписать в декабре. По окончании срока действия соглашения о ГЧП (30 лет) завод будет передан городу. Работы должны начаться в 2011 году, а завершиться в 2013-м.
«Город не вложит в проект ни копейки. Он должен будет лишь гарантировать поступление на завод в течение 30 лет твердых бытовых отходов не менее 350 тысяч тонн в год», - заявил Голованов.
На заводе должны применяться ресурсосберегающие и малоотходные технологии с глубиной переработки отходов не менее 70% (сейчас – лишь 12%). В Европе переработка отходов составляет 70-80%. «Что бы кто ни говорил, 30% отходов в любом случае будет захораниваться на полигонах. Никакая технология не предусматривает полной переработки», - утверждает Хмыров.По его данным, для удовлетворения потребностей Петербурга в сфере мусоропереработки нужно построить еще три таких же предприятия.
Он также сообщил, что Смольный направил в Правительство РФ и Госдуму свои предложения по внесению изменений в законодательство, связанное с возложением ответственности по утилизации упаковки на производителей товаров. В том числе речь идет об изменениях в ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления».
«Пока производитель не будет заинтересован в том, чтобы собирать и утилизировать тару, бессмысленно налаживать ее сбор и вообще раздельный сбор мусора», - считает Всеволод Хмыров.
Чиновники очень рассчитывают на принятие поправок уже в этом году.
Пингвинов жалко
О
планах по реконструкции «МПБО-1» говорят уже несколько лет. В 2008 году в прессе появилась информация, что контрольный пакет акций этого предприятия купил «ВТБ-Капитал». Однако достоверного подтверждения эти данные не получили. Жилищный комитет тогда лишь сообщал, что с банком «ВТБ» ведутся переговоры о финансировании реконструкции завода. В том же году «МПБО-1», который до этого был частным предприятием, присоединили к ГУП «МПБО-2». В итоге теперь ГУП состоит из двух площадок – первой (на Волхонке) и второй (в Янино).
Еще одно предприятие по хранению и переработке мусора Петербург собирается построить в городе
Никольское Тосненского района Ленобласти. Договоренность о выделении для этого 200 га уже достигнута между субъектами-соседями. Правда, никакими формальными соглашениями она не скреплена. Всеволод Хмыров утверждает, что это будет не свалка, а комплекс, состоящий из перерабатывающего предприятия и полигона для захоронения отходов совокупной мощностью не менее 700 тысяч тонн в год.
«Нам на юге архинужен альтернативный полигон с переработкой. Нынешние мощности города с объемом отходов катастрофически не справляются, и это уже серьезная экологическая проблема», - говорит Хмыров. Он уверяет, что полигон будет соответствовать всем современным экологическим требованиям – как российским, так и европейским.
Петербургские экологи не верят обещаниям Смольного соблюсти экологические нормативы. Они убеждены, что город отдаст предпочтение технологии мусоросжигания. Тем более что сами чиновники не опровергают эту информацию, уклончиво объясняя, что из всех предложенных инвесторами вариантов выберут тот, который лучше всего сочетает характеристики «цена-качество». При этом Управление по обращению с отходами в качестве довода в пользу сжигания приводит данные о том, что в самых «зеленых» странах мира – Швеции и Дании – наибольший в Европе процент сжигаемого мусора. Так, в Дании огню предается 54% отходов, в Швеции – 50%, а в Финляндии только 9%, в Великобритании – 8%, в Испании и Венгрии – по 6%.
По словам Всеволода Хмырова, вполне вероятно, что для обеспечения окупаемости проектов придется повысить тарифы на мусоропереработку, в том числе для населения. Он не исключает, что частично это повышение оплатит городской бюджет, остальное будет включено в квартплату граждан.
«Город гарантирует инвестору мусорные поступления – это значит, что власти не заинтересованы в сокращении количества отходов. А именно об этом говорит сегодня вся мировая экологическая общественность», - отмечает председатель правления Санкт-Петербургского экологического союза Семен Гордышевский.
По мнению руководителя проекта по эффективному использованию ресурсов Гринпис России Игоря Бабанина, город мог бы экономить до 1 млрд рублей в год, если бы власти наладили сортировку отходов населением. «Конечно, стопроцентной сортировки добиться трудно, но чиновники вообще не предпринимают никаких шагов в этом направлении», - возмущен Игорь Бабанин.
Он считает, что лучше бы Петербург продавал свой мусор европейским странам, которые сделали бы из него что-нибудь полезное.
Но Всеволод Хмыров категорическим против такой инициативы: «Нас и так все воспринимают как источник сырья. И нам действительно поступают такие предложения – из той же Финляндии, например. Они готовы сосать из нас еще и это. Не считаю, что соглашаться будет правильно».
Само по себе сжигание мусора не более опасно, чем захоронение его на полигонах, говорит директор Центра экспертиз ЭКОМ, кандидат биологических наук Александр Карпов. «Пока мусоросжигательный завод работает без сбоев, серьезной опасности он не представляет. Но у нас так не бывает. Отклонение от температурных режимов – весьма распространенная ситуация для таких предприятий. При этом в атмосферу выбрасываются крайне опасные стойкие органические загрязнители. В частности, некоторые из них вызывают внутриутробные уродства у детей. Проблема еще и в том, что часто они находятся в воздухе в концентрациях, близких к порогу обнаружения. То есть современными датчиками выявить их присутствие крайне сложно. Эти вещества нас травят, а мы не подозреваем. К тому же действие их еще не до конца изучено. Распространяться же они могут на огромные расстояния. Известно, например, что продукты сгорания с мусоросжигательных заводов из Индии были обнаружены в организме пингвинов на Антарктиде», - говорит Александр Карпов.
СПРАВКА
Ежегодно в Петербурге «производится» свыше 8 млн кубометров (около 2 млн тонн) твердых бытовых отходов (ТБО). Из них перерабатывается на МПБО-1 и МПБО-2 только 12%. Остальное складируется на свалках.
Текст: Ольга Мягченко