Банки, которые еще недавно активно кредитовали одного из крупнейших операторов топливного рынка, не склонны верить временному управляющему. Они с переменным успехом добиваются отмены судебных актов, по которым с ООО «Фаэтон-Аэро» взыскано 3,8 млрд рублей в пользу ее дружественных структур.

Решение о введении внешнего управления суд вынес в понедельник, 7 июня. Если у компании хватит средств расплатиться с долгами, то, по словам ее внешнего управляющего Родиона Гайнутдинова, через полтора года (именно на этот срок суд ввел процедуру управления) она ликвидирует сеть автозаправок и будет продавать нефть на оптовом рынке. А пока «Фаэтон-Аэро» хочет распродавать свое имущество. Хотя, как выясняется, активов у компании не так много: те, что представляют коммерческий интерес, давно заложены или проданы.

Раздор в рядах кредиторов

Как пояснил временный управляющий ООО «Фаэтон-Аэро» Родион Гайнутдинов, собрание кредиторов компании прошло в конце мая. Причем, по его словам, больше 60% участвующих в мероприятии высказались за введение внешнего наблюдения.

Впрочем, далеко не все кредиторы разделяют мнение своих товарищей по несчастью. В частности, банк «Петровский» подал ходатайство о признании недействительным первого собрания кредиторов. Аналогичным образом поступил и «СЭБ Банк».

Представители финансовых институтов говорят, что «Фаэтон-Аэро» сформировал задолженность перед родственными фирмами на 3,8 млрд рублей. А учитывая, что совокупный долг ООО «Фаэтон-Аэро» перед банками оценивается в 2,8 млрд, холдинг пока сохраняет контроль над процедурой банкротства. Однако не исключено, что в ближайшее время расклад сил изменится. Во вторник, 8 июня, Высший арбитражный суд РФ удовлетворил жалобу «СЭБ Банка» на решение петербургских арбитражных судов всех трех инстанций, одобривших иск ООО «Промтранс» о взыскании 770 млн рублей с ООО «Фаэтон-Аэро».

Еще в конце 2007-го «Промтранс» продал «Фаэтон Девелопмент групп» облигации ее дочерней фирмы — «Фаэтон-Аэро финанс». Поручителем по сделке выступало ООО «Фаэтон-Аэро». Однако денег продавец так и не получил. Коллизия состоит в том, что, по некоторым данным, «Промтранс» аффилирован с «Фаэтон-Аэро». Хотя в самой компании эту информацию опровергают. Не подтвердил эту версию и представитель «Промтранса», присутствующий на вчерашнем разбирательстве по делу о банкротстве.

«СЭБ Банк» оспорил решение по иску «Промтранса», однако после апелляции и кассации был оставлен в силе вердикт первой инстанции. В итоге финансисты обратились в Высший арбитражный суд РФ. По мнению руководства «СЭБ Банка», решение о взыскании долга по делу «Промтранса» против «Фаэтон-Аэро» нарушает их законные интересы и приводит к необоснованному увеличению кредиторской задолженности «Фаэтон-Аэро».

Еще 964 млн рублей с ООО «Фаэтон-Аэро» взыскало ЗАО «Октан», которую кредиторы «Фаэтона» тоже причисляют к его дочерним структурам и заявляют о том, что вновь будут обжаловать решение суда первой инстанции о взыскании средств.

Ранее кредиторы уже предпринимали попытки признать недействительными кредитные сделки «Фаэтона» со своими дружественными организациями. Минувшей осенью «СЭБ Банк», Росевробанк и банк «Петрокоммерц» (в общей сложности «Фаэтон-Аэро» задолжал им около 483 млн рублей) подали несколько совместных исков с требованием признать недействительными сделки по переуступке прав требований и поручительства, в ходе которых долги банкротящейся компании выросли на 2,2 млрд. В первой инстанции дела проиграны, однако истцы уже подали жалобу в апелляционный суд.

Заложенные активы

Но, как утверждает Родион Гайнутдинов, процедура банкротства была абсолютно прозрачной. «У компании нет оборотных средств. «Фаэтон-Аэро» задолжала 19 кредиторам почти 5,4 млрд рублей. Дебиторская задолженность составляет 1,8 млрд. У фирмы есть недвижимость — земельные участки и автозаправки, общая стоимость которых оценивается в 1,4 млрд. Кроме того, «Фаэтон-Аэро» владеет долями нескольких предприятий на общую сумму 1,8 млрд», — рассказал Родион Гайнутдинов.

По его словам, в ближайшие полтора года плачевное положение компании планируется исправить. «В конце прошлого года мы приобрели две нефтебазы — в поселке Морозовка Ленинградской области и Волгограде. Ежемесячная прибыль от их работы составляет около 16 млн рублей. Находящиеся в собственности «Фаэтон-Аэро» 23 заправки каждый месяц приносят порядка 7 млн рублей: сейчас компания сдает их в аренду. Кроме того, фирма активно взыскивает дебиторскую задолженность. За счет продажи непрофильных активов и продолжения работы мы сможем восстановить свою платежеспособность», — считает внешний управляющий.

Впрочем, на поверку оказывается, что из списка активов компании можно исключить как минимум один земельный участок. Дело в том, что внешний управляющий составлял отчет в начале года: в списке непрофильных активов фигурировал надел на территории совхоза «Ручьи», заложенный по кредиту в 500 млн рублей банку ВТБ. А месяц назад банк отсудил этот участок: соответствующее решение вынес арбитраж первой инстанции. Кроме того, как признался Родион Гайнутдинов, «Фаэтон-Аэро» полностью не перечислила средства за приобретенные в прошлом году нефтебазы: долг компании за эти объекты составляет порядка 600 млн рублей.

Как заявила юрист ОАО «СЭБ Банк» Ирина Селезнева, большая часть активов компании находится в залоге у банков. В частности, на судебном заседании выяснилось, что из 23 принадлежащих компании автозаправок 18 являются обеспечением по кредитам.

По словам представителя банка «Санкт-Петербург» Игоря Новопашина, в настоящее время у «Фаэтон-Аэро» отсутствует лицензия на торговлю нефтепродуктами. «Неясно, как в этой ситуации компания намерена получать доход от своих нефтебаз. Разве что заниматься незаконной предпринимательской деятельностью», — недоумевал он.

Банкиры заявляют о том, что восстановить платежеспособность невозможно. Многие кредиторы по-прежнему настаивают на ликвидации компании и распродаже ее активов. И заявили о том, что намерены провести экспертизу финансовых документов на предмет преднамеренного банкротства «Фаэтон-Аэро». В ближайшее время соответствующие ходатайства начнут поступать в арбитражный суд.

 

Текст: Сергей Бардин