Шуваловский парк потенциальные инвесторы рассматривают как весьма перспективное место для реализации долгосрочного проекта. Однако денег в этот парк никто пока вкладывать не решается. Пугают слишком большая территория (142 га) и серьезные обременения: 136 га находится в границах объекта культурного наследия федерального значения.

Наследие в «подарок»
В середине XVIII века граф Петр Иванович Шувалов, получив в подарок от императрицы Елизаветы лесные массивы на землях Парголовской мызы, сразу же приступил к их преобразованию в регулярный парк. Доминантой паркового ландшафта стала гора Парнас — искусственный холм высотой 61 метр, насыпанный крепостными крестьянами. В парке были вырыты 12 прудов, два из которых находятся у южного подножия Парнаса. За свои очертания они получили названия «Рубашка Наполеона» и «Шапка Наполеона». Организация всего парка была полностью завершена лишь в 30-е годы XIX века, и уже к концу XIX века он стал популярным местом дачного отдыха, где располагалось более 200 частных дач. Из них сохранилась только Желтая дача (Дача Максимилиана Месмахера), объект культурного наследия федерального значения. Сегодня она используется как сторожка.

Вся территория парка с 1947 года находится в хозяйственном ведении ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт токов высокой частоты им. В. П. Вологдина» (ВНИИТВЧ). Ансамбль был лично подарен Иосифом Сталиным директору института В. П. Вологдину за заслуги перед страной. С тех пор парк и находится под охраной государства.
Институт размещается на участке около 10 га в центре парка, занимает Большой и Малый дворцы Воронцовых-Дашковых, Желтую дачу, Дом садовника и корпус Конного двора (Фермы). Ученые обязаны сохранить в надлежащем виде и эти памятники, и в целом весь парк с расположенными на нем историческими объектами, в числе которых церковь Святых апостолов Петра и Павла, склеп Адольфа, Каменный мост, Старый и частично разрушенный Новый Парнас, а также руины Туфовой арки и Холодной бани.
Ни рубля из бюджета
Сохранить объекты в надлежащем виде, как отмечают в институте, в современных условиях практически невозможно. Государственное финансирование парка прекратилось еще с 1990 года. По словам первого заместителя генерального директора по науке ВНИИТВЧ Владимира Иванова, с тех пор институт не получил из федерального бюджета ни рубля. Ученые обходятся работой подразделения, которое отвечает за уборку территории парка, но этого недостаточно для полноценного сохранения памятника.
Заместитель генерального директора по финансовым вопросам ВНИИТВЧ Наталья Зотова говорит, что соответствующие обращения к властным структурам ни к чему не привели. Напротив, ситуация усугубилась: в 2006 году институт получил перечень охранных обязательств «на объекты культурного наследия федерального значения, находящиеся в федеральной собственности». Согласно этому перечню весь комплекс работ, необходимых для воссоздания парка, предписывалось реализовать до 2011 года. Более того, комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) оштрафовал ВНИИТВЧ за «ненадлежащее» состояние парка.
Два года назад Росимущество рекомендовало институту подать заявку на получение финансирования по целевой программе «Культура России». С тех пор НИИ ежегодно и безрезультатно отправляет заявку в Министерство культуры.
Инвестиции без прибыли
Три года назад ученые разработали концепцию реконструкции Шуваловского парка для привлечения инвесторов.Памятники архитектуры предлагалось приспособить под конгресс-центр и сопутствующую инфраструктуру (отель, ресторан и т. д.), а окружающую территорию преобразовать в общедоступную зону отдыха с аттракционами, спортивными трассами, центром водного спорта, площадками для пикников и кинотеатром, строительство которого предусматривалось за пределами охранной зоны. Институт был бы счастлив передать подарок «товарища Сталина» заинтересованным бизнесменам и переехать в более скромное место.
Концепция была направлена на согласование в Росимущество и Минпромэнерго, но никакого развития она так и не получила.
Эксперты признают, что концепция представляет большой интерес, в первую очередь в плане развития туризма. Шуваловский парк при бюджетном финансировании и грамотном использовании вполне может встать в один ряд с государственными музеями-заповедниками «Петергоф», «Царское Село», «Гатчина».
«Если говорить о социальной ответственности, то государство может восстановить парк в качестве музейного ансамбля, — говорит заместитель директора департамента консалтинга Colliers International Евгения Васильева. — Если рассматривать парк с точки зрения доходности, то здесь напрашиваются рекреационные функции. Инвестору был бы интересен проект, предусматривающий реконструкцию зданий под гостиницы, рестораны. Но охранные обременения потребуют больших затрат, которые потом вряд ли окупятся. Если бы разрешили строительство на территории парка, тогда, может, и появился бы инвестор».
Один из альтернативных вариантов реконструкции Шуваловского парка, который рассматривают эксперты, — создание клиники и оздоровительной, рекреационной зоны. Однако скорейшая окупаемость такого проекта тоже нереальна. По мнению аналитиков, благоустройство, озеленение Шуваловского парка и реставрация памятников архитектуры — дело убыточное. Не только из-за больших масштабов и охранных обременений. Инвестор будет обязан предоставить новые площади ВНИИТВЧ.
«Ни один из пригородных музеев-заповедников не восстанавливался полностью на частные деньги,— отмечает заместитель директора петербургского офиса Jones Lang LaSalle Андрей Косарев. — Доход может быть слишком маленький по сравнению с теми инвестициями, которые придется вложить в реставрацию. Думаю, восстановление Шуваловского парка — прямая обязанность государства. Частные средства можно привлекать уже в процессе, когда появятся федеральные деньги и начнется работа, как, например, в Ораниенбауме».

Текст: Марина Голокова