Правда, эффект от его действия получился не тем, на который рассчитывали разработчики. Законодатели, пытавшиеся ограничить права ритейлеров, защищая поставщиков, переусердствовали, и теперь производители сами не рады тому, что закон соблюдается.

Одна из главных идей закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» – введение существенных ограничений на договоры ритейлеров и поставщиков. Первым запретили взимать бонусы за ротацию товара на полках, брать плату за проведение рекламных акций и т.п. «Теперь сети просто заключают договор, а где будет стоять товар, как он будет рекламироваться – не дело ритейлера.

«Мне в законе строго написали, что маркетинга больше нет», – объясняет управляющий партнер консалтинговой компании ManagementDevelopmentGroupInc. и управляющий партнер сетей «Марка» и «Гастрономчикъ» Дмитрий Потапенко. По его словам, сегодня сами поставщики приходят к ритейлерам с просьбой заключить дополнительные соглашения, предполагающие ротацию товара. Однако сделать это в рамках нынешнего законодательства невозможно. «Все дело в том, что я не имею права делать возврат товара. Так что пока я не продам один товар, я не могу снять его с полки и поставить на это место другой. Поэтому заниматься ротацией, пусть даже за проплаченные маркетинговые услуги, сегодня мне просто невыгодно», – рассуждает Потапенко.

Первыми изменили свои договоры в соответствии с законом крупные торговые сети – X5 RetailGroup, «Ашан», «Седьмой Континент». «Причина проста – они заметные игроки на рынке. Кроме того, X5 частенько ходит в "высокие" кабинеты. Так что они первыми начали следовать букве закона. Из-за этого у них автоматически снизились цены, после чего их примеру последовали и другие игроки», – говорит независимый аналитик рынка, бывший сотрудник компании «ПомидорПром» Сергей Лищук.

Механизм снижения цены прост: 20% так называемого ретробонуса теперь оказалось у ритейлеров в чистой прибыли, 10% они оставляют себе, а за счет второй половины снижают цену. Таким образом, на отечественном рынке ритейла начался системный процесс конкуренции между крупными игроками за более низкие цены.

Проблема в том, что небольшие региональные сети сегодня просто не в состоянии соблюдать нормы нового законодательства: получать привлекательные цены от поставщиков они не могут из-за того, что берут сравнительно небольшие партии товаров. Поэтому по-прежнему ведут договорную практику. «Я думаю, что проверки ФАС затеяны для того, чтобы заставить региональных игроков исполнять закон», – полагает Лищук.

Впрочем, не исключено, что в грядущих проверках достаточно сильна и коррупционная составляющая. Все дело в том, что вступивший в силу 1 февраля новый закон предоставил ритейлерам отсрочку в 180 дней на заключение новых договоров. «Что они там сейчас собираются проверять? По формальным признакам все старые договоры можно было пролонгировать до 1 августа», – недоумевает Потапенко.

Возможно, результатом проверок станут новые поправки в законодательство, поскольку именно поставщики продукции оказались в самом большом проигрыше. Ведь теперь производителям невыгодно создавать новые бренды и расширять линейку собственной продукции – позиционировать ее в сетях просто невозможно. «Поставщики сейчас пытаются ко мне зайти, что-то там ротировать. Но зачем сетям это делать? Теперь ведь любое телодвижение с нашей стороны рассматривается как нарушение закона. В любой момент могут сказать, что я навязываю рекламные услуги», – говорит Потапенко.

Текст: Кира Ремнева