На сегодняшний день в черте Петербурга официально функционируют 26 пляжей. Почти половина из них находится в Курортном районе на Финском заливе. Несколько пляжей имеется в северной части города на Суздальских озерах, в Приморском парке Победы на берегу реки Малой Невки, а также на юге Петербурга – на берегу Безымянного озера в Красном селе, в парке имени 40-летия ВЛКСМ в Колпино, Колонистский пляж в Пушкине. В центре города единственный официальный пляж расположен у стен Петропавловской крепости.

Городское управление Роспотребнадзора выступило с неутешительным заявлением: купаться без риска для здоровья в этом году можно лишь в трех озерах – первом Суздальском в Выборгском районе, Безымянном в Красносельском районе и озере Разлив в Курортном районе, причем в последнем в воду заходить можно только в непосредственной близости от пляжа «Зеленая гора».

Причиной ограничений, по словам начальника отдела надзора за условиями проживания населения Роспотребнадзора Петербурга Натальи Башкетовой, является негативная микробиологическая ситуация практически во всех городских водоемах. Главная опасность, подстерегающая легкомысленных купальщиков, – кишечные инфекции и гельминты, которые можно подхватить с зараженной водой, подчеркнула специалист.

Впрочем, на глистах и кишечных палочках возможные последствия водных процедур в неположенных местах не заканчиваются. В 2009 году, когда купание было официально запрещено во всех водоемах Петербурга, представитель Роспотребнадзора города Николай Боровиков рассказал журналистам, что хотя возбудителей холеры в исследуемой воде обнаружить не удалось, но были найдены инфекции, вызывающие такие опасные заболевания как гепатит и брюшной тиф.

«В ходе санитарно-химического мониторинга мы определяем химические и санитарно-биологические показатели воды. Именно поэтому мы не рекомендуем купаться ни в одном водоеме Петербурга. Тем более нельзя купаться в тех водоемах, где такие проверки не проводились», – заявлял  в минувшем году чиновник.

В этой связи весьма относительным назвал нынешнее разрешение купаться в трех озерах глава Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. «Я бы высказал осторожное сомнение относительно безопасности купания даже в указанных водоемах. Дело в том, что разрешение не дает 100%-ной гарантии от каких-либо неприятностей. Во-первых, загрязнение, которого нет сейчас, может очень быстро появиться. Во-вторых, перечень веществ, на наличие которых тестируются водоемы, ограничен, а количество загрязнителей растет на глазах», – подчеркнул он.

Существует, по словам эксперта, три основных вида загрязнителей водоемов. К первому относятся бактерии и вирусы, которые привносятся канализационными стоками: «Например, – отметил Карпов, – от тех же недавно построенных коттеджей на берегу Суздальских озер». Второй вид загрязнителей, говорит директор ЭКОМа, – химические вещества, прежде всего, тяжелые металлы, попадающие в водоемы вместе с грунтовыми водами. К этому добавляются стоки от несанкционированных свалок, залповые выбросы предприятий, расположенных по берегам Невы и т.д.

Немало хлопот доставляют и загрязнители, обитающие в самом водоеме. «Если водоем застойный, а к таким можно отнести зоны купания в Финском заливе и Южном побережье Ладоги, то в нем начинает активизироваться цветение сине-зеленых водорослей, которые выделяют сильные токсины. В результате человек может получить пищевое отравление и ряд других проблем для здоровья», – рассказал эксперт.

Заботой о состоянии зон купания, по словам Александра Карпова, по идее должны заниматься муниципалитеты города. Однако в Петербурге, пояснил он, существует проблема с закреплением за местной властью данных функций, в том числе и потому, что одни водоемы находятся в федеральном ведении, другие в городском, и не совсем понятно, по какой именно схеме должно выделяться финансирование на эти работы.

«Важно, – подчеркнул глава ЭКОМа, – понимать другое: никаких бюджетных средств не хватит на то, чтобы искусственным образом приводить загрязненные водоемы в состояние, пригодное для купания. Водоемы либо самоочищаются, либо утрачивают эту способность, и тогда ситуацию уже не исправить. Задача ответственных органов – создавать условия для сохранения способности водоемов к самоочищению. Для этого надо не допускать застройки прибрежных территорий, пресекать стоки, следить за соблюдением водоохранного законодательства».

Александр Карпов признался, что сам он в водоемах Петербурга не купается, поскольку знает, чем это может для него обернуться.

Добавим, что проблема загрязненности водных объектов в черте крупных городов – явление отнюдь не только российское. И если одни страны уже нашли оптимальное решение, то другим это еще только предстоит. Так, промышленный бум в Германии в 70-х годах минувшего столетия привел к тому, что одну из главных водных артерий страны – реку Рейн – нарекли «сточной канавой Европы». Предпринятые немцами усилия по изменению отношения к окружающей среде позволили выправить ситуацию, и в последние годы на городских пляжах этой страны все чаще можно видеть не только загорающих, но и купающихся.

Прямо противоположным образом обстоят дела, к примеру, в бразильском Рио-де-Жанейро. Всего пару лет назад местные власти были вынуждены закрывать один из самых известных пляжей Бара да Тиджука. Первоначально в воде обнаружились токсичные водоросли, а затем залив Гуанабара пришлось очищать от сотен тонн дохлой рыбы.

Текст: Александр Егоров