Вдохновленная своей популярностью среди наших соотечественников, FourSeasons, уже имеющая 83 гостиницы в 35 странах, намерена увеличить присутствие в России в ближайшее время. «Российские туристы любят курорты Four Seasons, и мы посчитали важным попасть на их рынок и работаем над тем, чтобы вскоре открыть отели в Москве и Санкт-Петербурге», –отметила региональный вице-президент по продажам в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Джейн Барнелл.
 
Присутствие в России
 
Директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Ольга Широкова отмечает, что пока у Four Seasons ни одного отеля в России нет, хотя заявления гостиничного оператора о выходе на российский рынок звучат с 2005 года. Тогда компания собиралась управлять новым отелем, запланированным к строительству на месте снесенной гостиницы «Москва». «Однако на тот момент достичь соглашения с городскими властями не удалось, и договор подписан не был», – вспоминает представитель Blackwood.
 
За пять лет FourSeasonsне отказалась от своих планов в отношении гостиницы «Москва»: сейчас сеть уверенно анонсировала открытие в 2012 году. Судя по всему, даже неутихающие скандалы не мешают ремонтным работам – уже к концу 2010 года начнут функционировать торговые ряды и парковка. Об этом заявил руководитель Департамента имущества города Москвы (ДИГМ) Владимир Силкин. По его словам, фасад и кровля почти готовы: генподрядчик – Strabag AG – приступил к монтажу стеклянных крыш гостиничного комплекса и отделке торговой галереи натуральным камнем.
 
Силкин подчеркнул, что на сроки сдачи объекта не повлияют внешние факторы, такие как благодарность Сулейману Керимову за помощь в урегулировании недавнего конфликта вокруг «Москвы». Глава ДИГМ опроверг сообщения в прессе о том, что столичным властям придется выплатить 4,26 млрд рублей MotorolaLtd, подотчетной структурам Керимова, не дожидаясь окончания реконструкции «Москвы». (Некоторые СМИ утверждали, что эта сумма должным образом выразит признательность мэрии владельцу компании «Нафта Москва» за помощь в получении контроля над отелем)/
 
Возможно, у сети Four Seasons появится и второй объект в столице. Год Нисанов и Зарах Илиев, владеющие двумя отелями у Киевского вокзала, пообещали построить в Москве еще три и не пожалеть на это $1 млрд. Одним из них должен стать пятизвездный отель под управлением FourSeasons на Украинском бульваре (между Кутузовским проспектом и Большой Дорогомиловской улицей).
 
Для своей гостиницы в Санкт-Петербурге Four Seasons Hotels & Resorts выбрала историческое здание в центре города – дворец Лобанова-Ростовского работы архитектора Огюста Монферрана возле Исаакиевского собора. У сети уже есть внушительный опыт по содержанию зданий такой ценности – достаточно вспомнить отели в Праге, Будапеште и Флоренции. Один из определяющих факторов для Four Seasons при выборе нового объекта – местоположение. «При строительстве очень дорогого объекта затраты компенсируются посредством высокой загрузки отеля и высоких ставок, которые должны позволять рынок и место гостиницы», – поясняет руководитель группы жилой и гостиничной недвижимости отдела стратегического консалтинга Knight Frank Антон Мельников.
 
Усилиями компании-застройщика «Тристар Инвестмент Холдингс» при поддержке финансового партнера проекта – корпорации «Уралсиб» – особняк, больше известный как «Дом со львами», должен превратиться в FourSeasonsLionPalaceSt. Petersburg к концу 2010 года. Эксперты отмечают сложность задачи: уместить под крышей старинного здания планируемую инфраструктуру – два ресторана (восточной и итальянской кухни) и конференц-залы. Подобная трансформация традиционно обходится намного дороже, чем новое строительство. В случае «Дома со львами» – в $200 млн. Такие внушительные затраты отелю, предлагающему своим гостям 183 номера, придется возвращать за счет стоимости проживания: гостиница явно будет ориентирована на верхний ценовой уровень. По словам генерального директора «Тристар Инвестмент Холдингс» Михаила Масалова, компания рассчитывает окупить проект за 10–15 лет при рентабельности 10%.
 
По оценкам специалистов, планы застройщиков вполне реальны. «На роскошный товар, а компания только так и позиционирует свои гостиницы, всегда найдется клиент», – уверен директор по маркетингу инвестиционно-строительного холдинга Rodex Group Армен Маркосян. Широкова полагает, что основными гостями отеля станут бизнес-туристы. «В Москве и Санкт-Петербурге часто проводятся форумы, конференции, знаковые встречи. В Москве количество гостиниц можно считать достаточным, если говорить о дорогих отелях, а в Санкт-Петербурге гостиничный сектор просто не справляется с количеством желающих посетить Северную столицу», – поясняет Маркосян.
 
Между тем, эксперты сомневаются, что Four Seasons, решив выйти на российский рынок, ограничится двумя городами. «Пока это только Москва и Санкт-Петербург, но у нас есть и другие города-миллионники, которые активно развиваются и нуждаются в такого рода проектах: например, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, – подчеркивает Маркосян. – Конечно, сроки продвижения бренда в регионы будут тесно связаны с тем, как пойдут дела компании в Москве и Петербурге». С коллегой не согласна Ольга Широкова: «Говорить о расширении рано, речь идет о будущих проектах, в том числе и находящихся на ранней стадии. Стратегия в кризис вполне оправданная с учетом того, что вариантов реализации на входе надо иметь три-четыре».
 
Мировая экспансия
 
Дополнительный оптимизм в освоении новых рынков представителям FourSeasonsвнушила преданность будущих клиентов: «Клиенты из России и Ближнего Востока продолжали поддерживать нас на протяжении всего периода спада деловой активности», – говорит Джейн Барнелл.
 
Планы FourSeasons распространяются далеко за пределы российских просторов: канадская группа курортов и отелей серьезно готовится к выходу на рынок Ближнего Востока. «Мы только что вернулись из поездки по Ближнему Востоку, в ходе которой были горячо одобрены предложенные нами новые объекты, такие как FourSeasons в Бейруте, – рассказывает  Барнелл. – Мы наблюдали серьезный интерес среди наших партнеров, которые хотят попробовать новые направления и ценят появление там брендов такого высокого уровня, как FourSeasons. Речь идет, например, об Аммане и Дамаске».
 
В I квартале 2011 года FourSeasonсобирается открыть отель в Марракеше. Барнелл обещает новый уровень стандартов сервиса в этом направлении: вилла в несколько этажей будет располагаться в 20 минутах ходьбы от центра города Медины. Кроме того, на начало 2011 года запланировано открытие первой гостиницы группы в Саудовской Аравии.
 
В 2013 году два новых отеля под управлением FourSeasonsпримут первых гостей в Абу-Даби и Луксоре. Для Египта это будет пятый объект канадского оператора. Кроме того, поклонников пирамид ждет еще один приятный сюрприз. Барнелл уверена, что путешественники оценят новый круизный лайнер FourSeasons, который будет курсировать по Нилу. Те, кто сомневается в успехе канадской сети на воде, могут ознакомиться с отзывами туристов, посетивших круизную яхту класса «люкс» FourSeasonsна Мальдивах.
 
Столица Катара – Доха – обзаведется вторым отелем FourSeasons. Также в списке ожидания, по словам Барнелл, значится Кувейт.
 
Однако основное внимание FourSeasons намерена уделить Китаю – именно здесь, по словам президента компании и ее исполнительного директора Кейтлин Тейлор, оператор планирует завоевать позиции люксового бренда и прочно закрепиться на них. «Компания нацелена на крупную экспансию в Китай с помощью открытия еще двух отелей вдобавок к трем уже запланированным в этом году», – заявила Барнелл. Новые гостиницы откроются в Ханчжоу и Гуанчжоу. За ними последуют еще девять отелей, включая первые два курорта в Китае. Все объекты уже в стадии застройки.
 
Участники рынка объясняют экспансию на развивающиеся рынки перспективностью этой стратегии. «На азиатском рынке возможностей намного больше, чем в Европе, где все уже поделено», – говорит Мельников. «Для компании есть много неохваченных мест – Пекин, Хайнань, Тяньцзынь, – поддерживает коллегу Маркосян. – Без сомнения, Four Seasons продолжит укреплять свои позиции в Китае и сделает это успешно и качественно».

Текст: Мария Карнаух