На майской пресс-конференции губернатор Петербурга Валентина Матвиенко честно предупредила горожан, что грядущим летом им придется постоять в пробках. Виной всему, по словам градоначальницы, масштабный ремонт улиц и магистралей города.

«Мы должны отремонтировать 5 млн кв. метров дорожного покрытия. В летний период необходимо использовать каждый погожий день, чтобы до осени успеть с ремонтом. Конечно, это будет создавать помехи движению автомобилей. Поэтому обращаюсь к автолюбителям: потерпите три месяца, постарайтесь без надобности не пользоваться личным транспортом», – сказала губернатор.

Масштабы бедствия наглядно демонстрирует размещенный на сайте государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) города перечень дорожных работ В списке более 160 улиц во всех без исключения районах Петербурга. Подобный аврал чиновники объясняют своеобразно – им дали слишком много денег.

«Первоначально из городской казны на ремонт дорог было выделено 1,15 млрд рублей. Под эти средства был разработан плановый график ремонта, который не напрягал бы автомобилистов. Но городские власти нашли еще 3,5 млрд. И появилась необходимость в четыре раза повысить интенсивность проведения работ», – посетовал зампред комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) Смольного Андрей Подобед.

Чиновник подчеркнул, что в связи с этим приходится ускорять темпы работ. Так, Каменноостровский проспект предполагалось ремонтировать месяц, но рабочие уложились в две недели. При этом, по словам Подобеда, в Петербурге наконец-то начали применяться новейшие технологии.

«Это щебеночно-мастичный асфальт, который сейчас очень популярен в Европе. Он практически не подвергается износу, колейности, у машин на нем минимальный тормозной путь, – приводит слова зампреда КБДХ «Комосмольская правда». – Но есть два условия: во-первых, необходимо укладывать его на всю ширину проезжей части, а, во-вторых, выдерживать до окончательной стабилизации».

Полностью завершить ремонт всех заявленных улиц и избавить горожан от пробок дорожники обещают к 1 октября. Эксперты сомневаются как в соблюдении указанных сроков, так и в качестве выполняемых работ. «Я не вижу, чтобы работы велись круглосуточно», – полон скепсиса координатор общественного движения «Товарищество инициативных граждан России» (ТИГР) Дмитрий Шпейтельшпахер. Кроме того, по его словам, существует проблема медленного поступления денег от заказчика к исполнителю, что также может негативно отразиться на сроках: «Деньги-то выделены, но все зависит от того, насколько быстро они дойдут до непосредственного исполнителя. Едва ли раньше осени».

Глава петербургского отделения «Комитета защиты прав автомобилистов» Александр Холодов не склонен драматизировать ситуацию в части сроков. По его словам, большинство улиц, которые предполагается отремонтировать, нуждаются лишь в замене верхнего слоя, что не требует много времени. А вот в отношении качества проводимых работ у эксперта есть вопросы. «Конечно, нужна детальная экспертиза, но визуально вновь уложенный асфальт выглядит слишком зернистым. Кроме того, очевидцы утверждают, что на том же Каменноостровском проспекте асфальт клали в один слой, вместо двух, как этого требует технология», – рассказал Холодов.

При этом, убеждены оба эксперта, транспортного коллапса даже при большом объеме работ можно было избежать, если бы чиновники грамотно подошли к вопросам перекрытия улиц. «Во-первых, не стоило перекрывать всё одновременно. Во-вторых, можно было дождаться, когда начнется сезон массовых отпусков, и значительная часть людей уедет из города», – подчеркнул Дмитрий Шпейтельшпахер. Эту точку зрения поддержал Александр Холодов: «Дороги перекрывают несогласованно. А, между тем, если в одном районе уже перекрыты две центральные улицы, наверное, не стоит в это же время перекрывать третью».

По словам главы городского отделения «Комитета защиты прав автомобилистов», ремонт дорог в Петербурге неплохо бы осуществлять в соответствии со своеобразным генеральным планом, в котором бы утверждалась очередность закрытия улиц, а также был бы очерчен круг ответственных за соблюдение графика чиновников. В противном случае, констатирует эксперт, автомобилисты северной столицы будут из года в год сталкиваться с одними и теми же «ляпами» дорожников, перекрывающих магистрали-дублеры. Ярким примером, по словам Александра Холодова, является одновременное закрытие части набережной Обводного канала и Лиговского проспекта, по которому можно было бы осуществить объезд.

Трудности с перемещением по городу на автомобиле в летний сезон связаны, впрочем, не только с ремонтом дорог. Ограничения на проезд появляются в период скопления на берегах Невы участников различных знаковых мероприятий, в частности, Международного экономического форума. Нынешний пройдет в Ленэкспо 17-19 июня, и автовладельцы Петербурга уже напряглись в тревожном ожидании. «Опыт проведения предыдущих экономических форумов показывает, что для автомобилистов ничего кроме проблем это мероприятия не приносит, поскольку для проезда высоких гостей перекрываются основные магистрали», – отметил Дмитрий Шпейтельшпахер.

Текст: Александр Егоров