– Как рынок пережил кризис?

Прошлый год для участников рынка оказался одним из самых непростых в современной истории России. Фармацевтические ретейлеры отказались от инвестиционной стратегии, при которой ставится цель, как можно более быстро развить аптечные сети с последующей их продажей, и серьезно подошли к вопросу оптимизации бизнеса и извлечению прибыли из текущей деятельности. Как показывает статистика, большинство крупнейших компаний-ретейлеров потеряли часть своей рыночной доли. Многие крупные сети были вынуждены закрыть значительную часть своих аптек. Закрытие убыточных точек стало для аптечных сетей необходимой мерой сохранения бизнеса. В результате большинство крупнейших компаний-ретейлеров потеряли часть своей рыночной доли.

– Вы пошли по тому же пути?

Кризис заставил нас уделить большое внимание оптимизации бизнес-процессов за счет хорошо продуманной сбытовой политики и минимизации затрат на не основную деятельность. Некоторые проекты, к примеру, связанные с интеграцией аптечной сети по всей территории России, пришлось переосмыслить и перераспределить ресурсы на укрепление позиций в соседних федеральных округах, в которых «Фармакор» уже успел зарекомендовать себя и обрести большое количество постоянных клиентов. Были открыты аптеки в Петербурге и Ленинградской области (Луге и Тихвине), Псковской области, Мценске, Великом Новгороде, Тихвине, Чебоксарах, Оренбурге, Кирове. Всего было открыто порядка 20 аптек, средняя площадь которых — 50 кв. м. Помещения большинства из них взяты в аренду, некоторые являются собственностью «Фармакора».

– К чему привели усилия компании в кризис?

«Фармакор» входит в тройку лидеров аптечных сетей России, и это одна из немногих компаний, которые смогли укрепить свое положение на рынке. Например, по комплексному баллу рейтинга «Фармэксперт» среди межрегиональных аптечных сетей «Фармакор» в 2009 году занял первое место. Комплексный бал определялся по финансово-экономическим показателям, объему продаж, удельному товарообороту (в пересчете на 1 аптечное учреждение), стратегическому развитию, количеству федеральных округов, в которых работает аптечная сеть, региональному охвату, количественному составу, приросту объема продаж, числу совершенных покупок (чеков), площади аптек.

По общему объему продаж в 2009 году мы заняли 3-е место среди всех российских аптек, включая национальные. В рейтинге аптечных сетей России на коммерческом розничном рынке лекарственных средств аптечная сеть «Фармакор» заняла 3-е место с долей 1,83%. На начало 2010 года доля рынка компании возросла по сравнению предыдущим аналогичным периодом на 20%.

– Как развивается аптечная сеть «Фармакор» сейчас?

Мы активно открываем новые аптеки, уверенно идем вглубь страны, наращиваем присутствие в регионах, в которых уже есть наши аптеки и где мы успели себя зарекомендовать. Это Северо-Западный, Центральный, Приволжский федеральные округа. В начале 2010 года уже были открыты аптеки в Санкт-Петербурге, Курске, Белгороде, Орловской области, Ливнах и в Липецкой области, Задонске. Сейчас у нас более 400 аптек в России. В среднем инвестиции в создание одной аптеки равны 1,5 млн рублей, которые окупаются в течение нескольких месяцев.

– Как в компании относятся к новому списку ЖНВЛС? («Жизненно Необходимые и Важнейшие Лекарственные Средства». Цены на эти лекарственные препараты регулируются государством. Сейчас в список внесено 495 лекарственных средств. — Прим. «БН.ру»).

Сейчас на фармрынке происходят важные процессы, связанные с принятием закона «Об обращении лекарственных средств». Госрегулирование цен на ЖНВЛС в очередной раз потребует от представителей фармацевтического рынка добросовестности, а также дополнительных ресурсов. В связи с перерегистрацией ЖНВЛС аптеки «Фармакор» на переучет не закрывались и работали в обычном режиме. Была создана карантинная зона для ЖНВЛС, и по мере регистрации отпускных цен производителей препараты выходили из этой зоны и поступали в продажу. Потери из-за изменения стоимости ЖНВЛС оказались несущественными. Товара, подвергшегося переоценке, немного. К предстоящим изменениям в ценообразовании на ЖНВЛС мы готовились в течение нескольких месяцев, так что тщательно продумали все детали и предусмотрели малейшие нюансы. Все, что необходимо в соответствии с законом «Об обращении лекарственных средств», мы исполняем. Проверки наших аптек проходили неоднократно. Никаких нарушений выявлено не было, так как мы работаем в рамках закона.

– У вас есть и компания, которая занимается производством лекарственных средств. Как на ней сказалось госрегулирование?

Лекарственные средства, которые выпускает «Фармакор Продакшн», в большинстве своем входят в перечень ЖНВЛС и были в соответствии с требованиями и сроками зарегистрированы нами еще в начале марта, задолго до 1 апреля. Выпускаемые нами лекарственные препараты были зарегистрированы на 2010 год со стоимостью на уровне цен 2009 года. Так что для нас, как производителей, цены на препараты почти не изменились.

Однако для производства лекарственных средств необходимы материалы и компоненты, в том числе и иностранного производства, цены на которые периодически растут. Так что нам необходимо соблюсти тонкий баланс между ценами нашей продукции на уровне 2009 года и возможным повышением цен на компоненты и материалы. Естественно, если цена препарата на уровне 2009 года перестанет покрывать себестоимость продукции, перед каждым производителем встанет вопрос о целесообразности, никто не будет работать себе в убыток.

Следующая перерегистрация цен на ЖНВЛС состоится в октябре 2010 года. В случае роста цен на те или иные компоненты важно будет соблюсти соотношение рисков и выгоды для производства того или иного препарата. Будем надеяться, что до этого момента мы продержимся на уровне цен 2009 года. И учитывая то, что цены на нашу продукцию, подлежащую регистрации, в 2010 году не выросли, а остались на уровне прошлого года, мы полагаем, что реализация не снизится, но и вряд ли повысится.

Опять-таки, выживут сильнейшие. Мы смотрим на сложившуюся ситуацию оптимистично и чувствуем в себе силы активно развиваться и укреплять свои позиции как в Санкт-Петербурге, так и в регионах.

– Расскажите о ваших инвестиционных планах.

Нами разработаны инвестиционные программы, как краткосрочная — до конца 2010 года, так и среднесрочная, которой мы планируем следовать в ближайшие 2–3 года. Мы готовы к открытию новых аптек и усилению позиций в приоритетных для нас регионах. Наши силы направлены на оптимизацию бизнес-процессов, развитие логистики. В 2009 году мы завершили крупный инвестиционный проект — строительство собственного здания центрального офиса в центре Петербурга, здесь же расположен и современный склад. В ближайший год мы планируем оптимизировать систему логистики.

И, конечно, одно из основных направлений для нас — это производство. В планах — выпуск новых позиций БАД и дженериков, увеличение товарооборота за счет создания разветвленной системы дистрибуции, активизация работы в регионах. Поставленные нами цели требуют внедрения новейших технологий и передового программного обеспечения. Мы осознаем важность этого и являемся сторонниками инновационного подхода.

– На рынке говорят, что вы скупаете сети…

В настоящий момент мы рассматриваем интересные предложения о покупке аптечного бизнеса других сетей, проводим интенсивный поиск новых интересных вариантов, активно работаем в направлении франчайзинга. «Фармакор» — компания, открытая для диалога, мы всегда рады взаимовыгодному сотрудничеству. В настоящий момент ведутся переговоры, и по мере достижения соглашения мы объявим о достигнутом результате.

Справка БН:

Группа компаний «Фармакор» — один из крупнейших фармацевтических холдингов в России, включающий розничную сеть и фармацевтическое производство «Фармакор Продакшн». Головной офис находится в Санкт-Петербурге.

По данным ЦМИ «Фармэксперт», торговая сеть «Фармакор» насчитывает 406 аптек (включая работающие по договору франчайзинга), что является 4-м показателем по числу аптек в России. По итогам 2009 года выручка розничной сети «Фармакора» составила 8,5 млрд рублей. Основатель и владелец холдинга — Александр Михайлович Афанасьев

Источник: «Фармакор»

Текст: Игорь Фёдоров