В конце октября Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) утвердила "Положение о требованиях к финансовому положению и деловой репутации участников бюро кредитных историй". Если у Минюста к документу не будет претензий, к Новому году банковское сообщество получит подарок – реестр бюро. Теоретически доступ к информации о прошлом заемщика уменьшает риски банков. А значит, есть шанс, что в перспективе они снизят ставки по кредитам, в том числе ипотечным.

 

Дорогое удовольствие

Для участников рынка условия допуска в реестр не будут неожиданностью – положение ФСФР разрабатывалось с учетом их мнений. Самые строгие требования – к владельцам более 25% акций (долей) бюро  кредитных историй (БКИ). Регулятора будут интересовать показатели их работы за два последних года. По итогам каждого стоимость чистых активов юрлиц должна быть не менее 3 млн руб., а доход физлиц – более 300 тыс. руб. Условия для всех: двухлетний срок работы и отсутствие налоговой задолженности. Нарекания со стороны контролирующих органов, административное или тем более уголовное прошлое участников – препятствия вхождению БКИ в реестр.

Для многих случайных на этом рынке компаний преградой может стать Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Эта структура выдает лицензии, подтверждающие, что в кредитном бюро созданы условия для защиты конфиденциальной информации. Кстати, обойдется это не дешево. Только разработка технологии защиты и установка оборудования стоит минимум $100 тыс. Сегодня лицензии смогли получить всего девять бюро. В основном крупные общефедеральные и региональные. "Есть вполне реальные шансы, что, отработав технологию проверки, дальше ФСТЭК будет вести себя еще жестче. И далеко не все заявившие о себе структуры смогут получить лицензию", – полагает генеральный директор Северо-Западного бюро кредитных историй Сергей Животов.

 

Борьба за клиента

Еще один актуальный вопрос – обмен данными между БКИ. Закон "О кредитных историях" этот вопрос обходит, что многими трактуется как запрет на передачу информации из стороннего бюро через организацию, с которой банк заключил договор. В результате, у банка есть два пути. Первый – становиться партнером всех бюро. Второй – затягивать решение о выдаче кредита, пока не будет оформлен договор и налажен технически защищенный канал обмена данными с организацией, где хранится кредитная история его потенциального заемщика. "Помимо финансовой стороны вопроса, это еще и дополнительные технические сложности – у разных бюро внедрены разные технические решения, могут отличаться стандарты обмена информацией", – говорит директор Объединенного бюро кредитных историй Татьяна Иванова. Поэтому ряд БКИ выступили с инициативой внести изменения в закон, позволяющие передавать данные в "транзитном" режиме.

Сегодня бюро готовятся к вхождению в реестр, наращивают свои базы данных, налаживают схемы работы с клиентами и привлекают к сотрудничеству новых. Однако полноценная система кредитных баз данных появится в стране еще через два-три года. Понятно, что этот период проще будет пережить крупным структурам. В конечном итоге они останутся на рынке и, как заявлялось, создадут благоприятные условия для развития кредитования. 

 

Текст: Елизавета Миронова