Сегодня на сайте горзаказа появилась информация о готовящемся конкурсе генподряда на пятый участок ЗСД — небольшой кусок «центральной», самой сложной и дорогой части знаковой городской магистрали. Согласно официальным материалам, конкурс будет объявлен 31 мая. Предметом аукциона станет отрезок ЗСД протяженностью 2,5 км от ул. Савушкина до Богатырского проспекта.
Плод политической воли
Как пояснили «БН.ру» в дирекции управляющей компании — ОАО «Западный скоростной диаметр» (100% акций принадлежит Правительству Петербурга), решение города выставить на конкурс еще один участок ЗСД стало неожиданностью. «Причина — резкая политическая воля городского руководства. Есть потребность разгрузить от автотранспорта Приморский район, построив две развязки ЗСД с Приморским и Богатырским проспектами. Поэтому за счет бюджетных средств будет профинансирован еще один небольшой, но важный участок дороги, который изначально должен был войти в лот для финансирования инвестором в рамках государственно-частного партнерства», — пояснили в компании.
Мал отрезок, да дорог
Согласно условиям конкурса, бюджет готов потратить на пятый участок 11,4 млрд рублей. «Лимит финансирования на 2010 год составляет 850 млн рублей. Строительство участка будет обеспечивать городская казна, а также поступят субсидии из федерального бюджета. В 2011 году на проект планируется выделить 4,89 млрд рублей, в 2012 году — 5,67 млрд рублей», — пояснили «БН.ру» в отделе госзаказа Комитета по благоустройству Смольного.
Высокую стоимость небольшого лота в ОАО «ЗСД» объяснили сложностью предстоящих работ. «Этот участок ЗСД будет проложен в районе плотной городской застройки, он будет представлять собой эстакаду на сваях (до сих пор дорогу строили на земляном полотне). Предстоит масштабный перенос коммуникаций и инженерных сетей (включая ж/д пути). Кроме того, нужно будет построить две большие развязки: с Приморским проспектом (3-уровневую) и с Богатырским проспектом (2-уровневую)», — пояснили «БН.ру» в компании.
Нужен как воздух
«Решение городских властей выглядит логично: существующие магистрали города действительно перестают справляться с транспортным потоком. Разгрузка необходима, иначе сама стройка ЗСД может захлебнуться. Стартовая цена конкурса адекватна и длине, и инженерной сложности участка. Не исключено, что окончательная стоимость строительства может оказаться выше, если в процессе работы возникнут сложности», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
С коллегой согласна директор департамента консалтинга и оценки «АРИН» Екатерина Марковец. По ее словам, необходимость строительства дополнительного выезда из Приморского района назрела давно. «Все имеющиеся дороги и переезды находятся в плохом состоянии. Время доступа в центр города автомобильного транспорта в часы пик может доходить до 3–4 часов. Кроме того, в Приморском районе ведется активное жилищное строительство, и без развития автодорожной сети транспортные проблемы могут значительно снизить эффективность реализации здесь инвестиционных проектов: жилье станет значительно сложнее продать», — считает она.
«Строительство ЗСД чрезвычайно актуально для Приморского района. Это одна из самых застраиваемых территорий. Но в транспортном плане — неблагополучная: основные выезды проходят через железные дороги, а существующие развязки с потоком транспорта не справляются. Хорошо, что правительство города обратило внимание на проблему. Для района появление этого участка ЗСД (и всей трассы впоследствии) необходимо как глоток свежего воздуха», — отмечает директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков.
Желающие найдутся
Эксперты предполагают, что участие в новом конкурсе примут компании, которые в начале мая боролись за право построить 3-ю очередь ЗСД. Среди них: ЗАО «ПО “Возрождение”», ЗАО «ВАД», ОАО «Генеральная строительная корпорация» и ЗАО «Пилон». А возможным фаворитом, по мнению специалистов, станет «Мостоотряд 19», который уже строит два участка ЗСД в качестве генподрядчика. «Желание расширить портфель в рамках проекта для компании было бы логичным. Она предлагает хорошие условия по цене и качеству. Последний раз «Мостоотряд 19» согласился на дисконт в размере 30%, делая ставку на объем заказа», — заявил один из «дорожных» экспертов, пожелавший остаться неизвестным.
Само руководство «Мостоотряда 19» сегодня воздержалось от комментариев. Напомним, что 7 мая компания выиграла конкурс на возведение третьей очереди ЗСД — от КАД до Белоострова, обогнав пять конкурентов, в том числе московскую ИК «Трансстрой» Олега Дерипаски. «Мостоотряд 19» пообещал построить отрезок ЗСД за 14,1 млрд рублей в течение двух лет и уже приступил к работе. «Пока все потенциальные участники находятся в абсолютно равных условиях, и выиграть конкурс может любой», — подытожил Дмитрий Баранов.
Справка БН:
Общая протяженность трассы ЗСД — 46,6 км. Предусмотрено 6 и 8 полос движения. Эстакадные участки составят 55% от протяженности магистрали, участки на земляном полотне — 45%. В составе ЗСД предусматривается сооружение 15 транспортных развязок в разных уровнях и уникальных мостовых сооружений с подмостовыми габаритами над корабельным фарватером 55 и 35 м, строительство которых будет впервые осуществлено в России. Проектная скорость движения по магистрали — 120 км/ч. Срок завершения строительства — 2014–2015 годы.
Планировалось, что центральный участок — 9,5 км — от Большого морского порта Санкт-Петербурга по западной оконечности Васильевского острова до Северо-Приморской части города будет построен на средства инвестора. Это самый сложный и дорогой участок ЗСД. Его общая стоимость — 140 млрд рублей, при общей стоимости проекта 212,7 млрд рублей. Концессионный конкурс будет объявлен до конца текущего года.
После создания консорциума распечатают специально созданный инвестиционный фонд государственных средств. Это более 50 млрд рублей (фонд уже сформирован). Кроме того, для реализации данного проекта будут выпущены инфраструктурные облигации на сумму 25 млрд рублей со сроком обращения 20 лет. Облигации будут размещены на свободном рынке под гарантии Правительства РФ. Первый транш на сумму 10 млрд рублей будет размещен в августе 2010 года. Второй, на оставшуюся сумму — в следующем году.