- Если бы все, что происходит на стройплощадке будущей арены, было так, как изначально планировал Смольный, то «Зенит» играл бы на Крестовском уже в этом году. Какие прогнозы по срокам можете дать вы, как один из топ-менеджеров ФК «Зенит»?

Однозначный ответ сейчас дать сложно. Из-за вынужденной перепланировки к сентябрю должно быть получено согласование «Главгосэкспертизы» и после этого будет возобновлено строительство прежними темпами. Естественно, это отразится на сроках сдачи объекта. Впрочем, на недавнем выступлении перед депутатами Законодательного собрания Петербурга Губернатора города В.И. Матвиенко заявила о том, что в 2011 году «Зенит» будет играть на арене, достойной клуба европейского уровня. И это внушает нам оптимизм.

- Почему понадобилась перепланировка?

По ряду причин. Первая связана с новыми нормативами РФ по пожарной безопасности, вышедшими в прошлом году. Вторая – требования по безопасности УЕФА и ФИФА. И третья – выдвижение Россией кандидатуры на проведение Чемпионата Мира 2018-2022 года, где стадион должен использоваться во время проведения полуфинала. Учитывая, что минимальная вместимость для полуфинала чемпионата составляет 67 тысяч зрителей, а по проекту Кисо Куракавы было 62 тысячи, должна быть проведена перепланировка.

- Это будет все-таки футбольный стадион или многофункциональный коммерческий объект?

С точки зрения спорта, футбольный – зрители первых рядов будут находиться в непосредственной близости к полю. Но с точки зрения бизнеса все обстоит иначе. На стадионе предполагаются и другие мероприятия, например, рок-концерты.

Мы специально пригласили специалистов английской компании IMG, которая управляет знаменитой ареной «Уэмбли». Они оценили перспективы стадиона с точки зрения бизнеса и констатировали его неэффективное использование. В частности, было отмечено, что так называемые «бизнес-боксы», которые должны приносить основную прибыль, по проекту расположены на предпоследнем, шестом, уровне арены, откуда почти ничего не видно. Поэтому эксперты IMG предложили перенести их на третий уровень, что тоже влечет перепланировку. И это только одно из замечаний, а вообще их было много.
 
- Новые нормы безопасности были столь радикальными, что пришлось приостановить проект?
 
Видите ли, по проекту задумана раздвижная крыша. Однако когда эти «створки» сдвинуты, стадион превращается в закрытое помещение, в котором требуется огромное количество эвакуационных выходов. Кроме того, необходимостью увеличить вместимость В связи с этим запланированная Кисо Куракавой футбольная «тарелка», возможно, сменит свои архитектурные очертания.
Корректировка проекта поручена институту «Моспроект-4», который будет стараться минимизировать вмешательство в архитектуру Курокавы. Однако сохранить объемно-планировочные решения в первоначальном виде теперь невозможно.
 
- Для «Зенита» строится шикарный стадион. Возможно, он действительно станет одним из самых красивых и технически совершенных в Европе. Поэтому хотелось бы спросить: какие задачи ставит «Газпром», как спонсор, перед командой и тренером?
 
Одна из задач, поставленных перед Лучано Спаллети, уже выполнена – мы выиграли Кубок России. Затем мы ожидаем чемпионство и прохождение двух квалификационных раундов Лиги Чемпионов. По сути, на этот год задачи максимальны.
 
- Нужны ли нам все эти сверхсложные технические конструкции вроде выдвижного поля и раздвигающейся крыши? Ведь в Раменском и Химках без отсрочек были введены очень неплохие стадионы, и они понравились болельщикам…
 
Задача Правительства города и «Газпрома» - создать одну из лучших арен. Если для этого понадобиться перенесение сроков, то они будут перенесены на столько, на сколько требуется.
Кстати, к вопросу, нужны ли технические изыски вроде раздвижного поля. Недавно закончился Чемпионат мира по хоккею. Церемония открытия и первый матч между сборными Германии и США проходили на стадионе «Шальке-04» в Гинзелькирхене. Это было достижение, достойное Книги рекордов Гиннеса – 70 тысяч зрителей на хоккейном матче. Теперь помечтаем. Допустим, Россия организует чемпионат мира по хоккею. Поле на новом стадионе можно будет выдвинуть, смонтировать там хоккейную коробку, а количество зрителей увеличить за счет освободившихся площадей, и вот вам те же 70 тысяч зрителей, а то и больше.
 
- Я присутствовал на торжественном матче перед сносом стадиона имени Кирова. Там было раза в два меньше зрителей, и то после завершения матча на дорожках и тропках парка было более чем многолюдно. Решены ли вопросы безболезненного вывода зрителей с территории Крестовского острова?
 
Об этом никто не забывает. Комитетом по транспорту разработана специальная транспортная схема. Будем надеяться, что город во время реализует эту схему.
 
- Тем не менее, люди, проживающие на Крестовском, испытывают опасения по поводу предстоящих футбольных и болельщицких баталий. Не исключено, что ликвидность дорого «островного» жилья может сильно пошатнуться.
 
Здесь ничего не поделаешь. Я сам живу на Крестовском и разделю со всеми эту горькую участь. А жилье, я думаю, начнет дешеветь.
 
СПРАВКА
Ростеслав Степанович Леонтьев, генеральный директор «Зенит-Арена», заместитель генерального директора по развитию ФК «Зенит»
 
Родился 27 сентября 1963 года в посёлке Чимишлия Молдавской ССР.
 
В 1985 году окончил Ленинградский государственный университет по специальности «математика». Кандидат физико-математических наук.
 
– Вице-президент АОЗТ «Петробилд»: 1998–2001 гг.
 
 
– Генеральный директор брокерской компании «Милар»: 2001–2006 гг.
 
– Председатель совета директоров группы компаний «Северен»: 2006–2007 гг.
 
– Советник группы советников президента ОАО «СИБУР Холдинг»: 2007 г.
 
– Директор филиала ООО «Сибур» в Санкт-Петербурге: н. в.
 
В 2008 году был приглашён в «Зенит» на должность заместителя генерального директора ФК «Зенит» по развитию.
 
Космический корабль Курокавы пробирается через тернии
К решению о месте строительства нового стадиона для «Зенита» администрация пришла не сразу. Впервые эта тема обсуждалась на заседании правительства осенью 2004 года. Председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Александр Викторов предложил на рассмотрение 9 адресов. После долгих прений члены правительства отвели стадиону участок площадью 37,2 га между проспектами Блюхера, Полюстровским и Лабораторной улицей. Интересно, что среди адресов территория на Крестовском не была обозначена вообще.
 
Однако в мае 2005 года глава «Газпрома» Алексей Миллер и губернатор Валентина Матвиенко объявили о скором начале строительства именно на Крестовском. В ноябре Комитетом по строительству был объявлен открытый международный конкурс на разработку архитектурной концепции нового футбольного стадиона в Западной части Крестовского острова вместимостью не менее 60 тысяч мест, отвечающего всем требованиям UEFA и FIFA для проведения матчей в рамках игр чемпионата России, европейских и мировых кубков.
 
Победу одержал проект «Космический корабль», созданный одним из ведущих мастеров современной архитектуры Кисе Курокавой. Японский зодчий предложил городу проект арены, которой, при условии прилежного исполнения, по уровню технического оснащения в мире нет аналогов.
 
6 июля 2006 года стадион им. Кирова в последний раз принял болельщиков. К тому времени уже был известен победитель конкурса на исполнение работ по сносу старой арены. Им стала компания «ЛенСпецСМУ», которая и вывезла с Крестовского острова обломки одного из крупнейших в стране спортивных сооружений. Стадион, видевший Олимпиаду-80, чемпионство «Зенита» в 1984-ом прекратил существование.
 
Весной 2007 года компания «Авант», выигравшая тендер на подряд по строительству, приступила к работам нулевого цикла. До зимы следующего года руководство компании регулярно рапортовало о том, что работы идут точно по графику. Однако в апреле генеральный директор компании «Авант» Григорий Фельдман был вынужден признать, что данное им губернатору обещание о том, что первый матч сезона-2009 команда сыграет на новом стадионе, не может быть выполнено. Срок сдачи был отодвинут на год, сумма затрат возросла вдвое.
 
Григорий Фельдман объяснял внезапную остановку работ тем, что «сумма основывалась только на архитектурной концепции Кисе Курокавы. По его словам, «Аванту» пришлось переработать проект и адаптировать его к российским нормам. Адаптированный проект был направлен в ФГУ «Главгосэкспертиза России». После получения заключения Главгосэкспертизы сумма затрат возросла вдвое.
 
Сумма средств, которую планировала освоить компания «Авант», уже не вписывалась в смету. Поэтому администрация города провела новый конкурс. Аукционная стоимость строительства составила 13 022 млрд. руб. Победителем стала «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой».
 
Теперь уже настала очередь «Трансстрою» ожидать нового решения Главгосэкспертизы. Ожидается, что оно будет получено в сентябре. Стоимость, вероятнее всего, снова увеличится, и пока никто не берется предсказать на сколько. В этом случае возможен новый конкурс на генподряд. И не факт, что «Трансстрой» останется на объекте.

Текст: Вячеслав Березниченко