Участники секции размышляли над тем, какие формы примет российское кооперативное движение в обозримом будущем.
В мировой практике целевые жилищные накопления осуществляются в специализированных сберегательных институтах (строительных сберегательных кассах). Накопления граждан служат основным источником средств для предоставления жилищных кредитов участникам данной системы. Это позволяет создать своего рода замкнутый цикл "долгосрочные сбережения – долгосрочные кредиты".
К сожалению, в принятом не так давно "жилищном пакете" законопроекту о стройсберкассах места не нашлось. Фактически это означает, что качественный финансово-организационный инструмент по вовлечению сбережений граждан в процесс жилищного финансирования оказался в России "вне закона". Конечно, в пакете нормативно-правовых актов о доступном жилье имеется закон о жилищных накопительных кооперативах. Однако ЖНК, в силу ряда обстоятельств, пока не в состоянии аккумулировать сбережения граждан в необходимых объемах.
Третья попытка
Идеологом российских стройсберкасс можно по праву считать председателя Экспертного совета Комиссии Совета Федерации по законодательному обеспечению формирования рынка доступного жилья Ивана Грачева. Именно он в 2000 году выступил с инициативой подготовки законопроекта, регламентирующего деятельность подобных организаций. Документ дважды вносился в Госдуму (в 2002 и 2004 гг.), однако с рассмотрения был снят. Во многом – из-за тогдашнего желания власти обеспечить россиян доступным жильем исключительно с помощью двухуровневой модели ипотеки. Не так давно законопроект о стройсберкассах был внесен в Госдуму в третий раз.
В ходе работы секции "Использование жилищных накоплений граждан для строительства и приобретения жилья" Иван Грачев выступил с докладом.
В нем он доложил коллегам о ходе согласований подготовленного документа. По словам г-на Грачева, в настоящее время законопроект "О строительных сберегательных кассах" согласован с Министерством регионального развития РФ. Также ведутся переговоры с Центробанком, который, по идее, должен курировать деятельность будущих стройсберкасс. Иван Грачев заверил участников конференции, что на этот раз документ будет одобрен Госдумой и уже в будущем году станет действующим нормативно-правовым актом.
В своем выступлении Иван Грачев также сделал прогноз относительно перспектив развития жилищно-накопительных кооперативов в нашей стране. По его мнению, в обозримом будущем ЖНК займут не менее 15% рынка жилищного кредитования. Этому должно поспособствовать, в частности, создание стандартов их деятельности, над которыми в настоящее время трудится Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). "Со своей стороны, Национальная саморегулируемая организация жилищных кооперативов и участников рынка жилищного кредитования (автор законопроекта о стройсберкассах является ее президентом) постарается донести до Правительства чаяния кооператоров", – отметил г-н Грачев.
Кооперативная легализация
Заместитель руководителя ФСФР Сергей Харламов в своем выступлении на конференции подчеркнул, что сегодня усилия власти и бизнес-сообщества должны быть направлены на введение в правовое русло существующих схем жилищных накоплений. По оценкам экспертов, стихийно сложившихся структур насчитывается в России не менее 4 тысяч. Закон о ЖНК требует их перерегистрации, но, как отметил Сергей Харламов, многие кооперативы пока не спешат принимать новые правила игры. По его мнению, они ждут принятия подзаконных актов, разработкой которых в настоящее время и занимается ФСФР. Впрочем, как считает председатель Экспертного совета НП "Гильдия народных кооперативов" Алексей Швалев, принятие этих документов вряд ли станет катализатором для перерегистрации существующих кооперативов. В своем докладе он заявил, что попытки создать специальный закон (равно как и подзаконные акты) о малоизученном явлении приводят к ситуации, когда граждане стремятся к созданию других, не противоречащих законодательству форм. Речь в данном случае идет о потребительских ипотечных кооперативах (ПИК). "Если государство запретит потребительские ипотечные кооперативы и не предоставит взамен реально работающие механизмы самообеспечения жильем, – отметил Алексей Швалев, – рано или поздно народ все равно изобретет то, что будет ему удобно и по карману". Г-н Швалев подчеркнул, что создание ПИК – это не попытка ухода из-под контроля государства, а лишь использование альтернативных возможностей жилищных накоплений россиян.
В информационном вакууме
По словам Сергея Харламова, одной из причин недостаточно активного развития кооперативного движения в России является непрозрачность этого рынка. Граждане часто не могут получить сведения о той или иной организации, а потому боятся участвовать в жилищно-накопительных схемах. Ситуация может измениться после создания предусмотренного законом реестра кооперативов. В этой специализированной базе данных должны содержаться адрес постоянно действующего исполнительного органа кооператива, сведения о его филиалах и представительствах, данные о членах и руководителях и т. д. Кроме того, в соответствии с законом ЖНК обязаны разместить информацию о себе в сети Интернет.
Как отметил на конференции депутат Госдумы Евгений Богомольный, государство должно контролировать деятельность кооперативов. Однако нынешний закон о ЖНК, по его мнению, устанавливает чрезмерно жесткие рамки. Кстати, г-н Богомольный является автором ряда поправок в данный документ, которые предполагалось рассмотреть во время осенней сессии Госдумы. Однако недавно депутат отозвал свою инициативу (более подробно об этом см. материал "Кооперативный закон заморозили").
Взгляд изнутри
В ходе работы секции слово было также предоставлено руководителям жилищно-накопительных кооперативов. Так, член правления ЖНК "Ипотека-Московия" Игорь Тихонов рассказал собравшимся, с какими трудностями сталкиваются кооперативы, осваивающие на практике условия и нормы нового законодательства. По его словам, достаточно сложно собрать необходимое для старта число участников (по закону необходимо 50 человек). Кроме того, закон не предполагает договорных отношений между кооперативом и его членами, поэтому ЖНК приходится самим искать формы взаимодействия, закрепленные документами. "Кооперативы должны объединяться, сообщать о своих проблемах, тогда их будет проще решить", – отметил в своем выступлении Игорь Тихонов.
Некоторое несоответствие инициатив власти и насущных потребностей ЖНК сегодня налицо. В перспективе их, скорее всего, удастся привести к "общему знаменателю". Однако для этого потребуется кон-структивный диалог чиновников и кооператоров.