Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко не будет покидать пост досрочно, до 2011 года. И теперь будет устраивать свои пресс-конференции о перспективах развития не один раз в год, а два. Особой нужды в этом, впрочем, нет. Встреча, которая состоялась сегодня, 19 мая, не отметилась ни сенсационными заявлениями, ни даже громкими новостями. Вот разве сообщение про утилизацию старенькой губернаторской «Нивы» растрогало журналистов.
До сих пор Валентина Матвиенко собирала журналистов на ежегодную отчетную пресс-конференцию 15 октября – в день своей инаугурации. Обычно для этих бесед специально припасалось несколько важных новостей, часто первополосных. Например, в прошлом октябре она объявила, что подписано соглашение с Ленобластью о резервировании земли для строительства третьей взлетно-посадочной полосы для Пулково. Сегодня журналисты не узнали ничего особенно интересного. Вот, разве, о пробках стало известно чуть больше.
«Не пользуйтесь личным транспортом без необходимости»
Встречу с журналистами губернатор начала с транспортной темы, которая стала основной в ходе беседы. Валентина Матвиенко сразу же предупредила, что лето для автомобилистов обещает быть жарким.
В этом году намечен большой капитальный и текущий ремонт дорог - 5 млн кв м дорожного покрытия на общую сумму 8 млрд рублей. Причем 40% адресов из ремонтного перечня - это улицы с наиболее интенсивным движением. «Мы, конечно, предложим водителям объездные маршруты, но не всегда они будут эффективными. Так что без необходимости лучше не пользоваться личным транспортом», - посоветовала Матвиенко.
Она напомнила, что летом будет полностью закрыто дневное движение по городу для грузовиков. И с гордостью доложила, что Петербург – в числе передовиков по реализации федеральной программы утилизации старых авто.
«Я тоже воспользовалась этой программой. У нас в семье была старенькая «Нива», которую мы все очень любили, но в последнее время не пользовались. Я ее сдала, получила положенные 50 тысяч рублей по сертификату и теперь хочу купить «Ниву-Шевроле». Считаю, что это лучший российский автомобиль», - призналась Матвиенко.
Губернатор также обещала разобраться с проблемами растаможки автокомплектующих, которые из-за реформы, проводимой Федеральной таможенной службой (ФТС), поступают на городские автозаводы с большими задержками. «ФТС ввела новые правила оформления таможенных документов. Цель правильная - борьба с контрабандой. Но прежде чем хотели, как лучше, а получилось, как всегда», - прокомментировала инициативу таможенников градоначальница.
Несколько городских пунктов таможенного контроля были закрыты. В результате в оставшиеся пункты выстраиваются огромные очереди из грузовых машин, которые должны пройти растаможку. Были дни, когда, по словам Матвиенко, на городских магистралях скапливалось по тысяче фур.
«Мы забросали ФТС телеграммами с требованием разобраться. Но пока проблема не решена», - призналась она. Правда, уже есть договоренность, что пункты растаможки можно будет открыть прямо на автозаводах. Но на это нужно время, а пока оформлением таких грузов будут заниматься все городские пункты пропуска.
Потом Валентина Матвиенко вкратце обрисовала ситуацию с основными петербургскими и федеральными транспортными проектами. В Пулково этим летом начнется реконструкция аэропорта, осенью откроется третья очередь порта «Морской фасад». В рамках Петербургского экономического форума (ПЭФ) предполагается подписать соглашение с ООО «Невская концессионная компания», которое оказалось единственным участником инвестиционного конкурса по строительству Орловского тоннеля.
До конца года будет выбран инвестор (из двух претендентов, с которыми Смольный ведет переговоры) на проект строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД). В 2011 году возведение ЗСД продолжится в рамках частно-государственного партнерства. Через полтора-два года в метро будет введена зонная оплата проезда.
Общаги для гастарбайтеров
Не все инвестпроекты могут похвастаться наличием инвесторов. Например, для развития территории
Новой Голландии придется объявлять новый инвестиционный конкурс. Договор с прежним инвестором - ООО «Новая Голландия», основанным бизнесменом Шалвой Чигиринским и «Меркурий Девелопмент» Игоря Кесаева, был расторгнут 23 марта этого года.
«Очень успешный и преуспевающий бизнесмен Чигиринский оказался банкротом – кто мог это предположить? Он взялся за этот проект в ущерб своим экономическим интересам, просто ему хотелось сделать красивый проект. Вряд ли мы теперь найдем желающих его реализовать в том же виде. Придется уменьшать его в объемах, делать не таким пышным и дорогостоящим», - заявила Матвиенко.
Главная проблема, по ее словам, в том, кому федеральные власти доверят проведение нового инвестконкурса. «Если городу, то мы проведем его в течение двух месяцев. А если этим займется Росимущество, проект затянется», - считает губернатор.
Пока неясны перспективы и «Надземного экспресса», а также второй кольцевой трассы вокруг Петербурга.
Тем не менее работы у строителей хватает, даже снова встал вопрос о дефиците рабочих и привлечении их из других регионов и стран. Для них город собирается открыть сеть общежитий, которые будут работать по принципу
доходных домов.
«Такие дома должны появиться в каждом районе Петербурга. И не только для того, чтобы там селились строители. У нас есть сезонные работы. Например, зимой для дорожной уборочной техники нужно много водителей, а трактористы в Ленобласти в это время простаивают. Почему бы нам не пригласить их?» - продолжает Валентина Матвиенко.
Город будет сдавать определенное количество мест в таких общежитиях предприятию, которому требуются заезжие рабочие, и оно будет заселять нанятых людей. «Там смогут жить очередники, дожидаясь сдачи дома, где им выделили квартиру, а также люди, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях. Конечно, это не хоромы – бедненько, но чистенько», - пояснила губернатор.
Деньги из котла школьников
Судя по словам губернатора, социальные проблемы в городе существуют только в двух вариантах: уже решенные и близкие к решению. Например, всех
ветеранов по президентскому указу к маю обеспечили отдельными квартирами. Правда, указ касался только тех, кто стал на очередь по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года. Но Матвиенко пообещала, что и остальные ветераны-очередники получат жилье. «До конца года ветеранов, которые стоят на очереди, в городе не останется», - заявила она.
Нет проблем и с переходом на новую систему финансирования бюджетных учреждений, которая, в частности, предусматривает полную финансовую самостоятельность директоров
школ. Со следующего года предполагается перевести школы на хозрасчет, оставив как обязательные и соответственно бесплатные только несколько предметов. Остальные – за деньги по усмотрению родителей.
«Надо уходить от совкового, котлового финансирования. Деньги будут выделяться в виде субсидий в зависимости от особенностей образовательного учреждения. А подушевое финансирование гарантирует, что школа будет бороться за каждого ученика, а не избавляться от неуспевающих», - поясняет губернатор.
По ее мнению, петербуржцы спокойно восприняли это новшество. Видимо, губернатору не доложили о волне акций протеста, которая прокатилась по городу с момента принятия соответствующего закона Госдумой. В ходе одной из них петербургские ученые потребовали
отставки министра образования Андрея Фурсенко.
И не согласна с тем, что противники реформы называют ее переходом на платное образование. «Все предметы, которые входят в основную программу, будет финансировать государство. Пока я губернатор, платного образования в городе не будет», - заверила Валентина Матвиенко.
Впрочем, срок ее полномочий истекает уже в 2011 году. Матвиенко оставила без ответа вопрос журналистов, будет ли она претендовать на третий срок. «Я буду работать, пока мне доверяют горожане и президент», - заявила она. Требовать у президента досрочного переутверждения, как это произошло в прошлый раз, три года назад, Матвиенко не собирается.
Текст: Ольга Мягченко