До сих пор Валентина Матвиенко собирала журналистов на ежегодную отчетную пресс-конференцию 15 октября – в день своей инаугурации. Обычно для этих бесед специально припасалось несколько важных новостей, часто первополосных. Например, в прошлом октябре она объявила, что подписано соглашение с Ленобластью о резервировании земли для строительства третьей взлетно-посадочной полосы для Пулково. Сегодня журналисты не узнали ничего особенно интересного. Вот, разве, о пробках стало известно чуть больше.

«Не пользуйтесь личным транспортом без необходимости»

Встречу с журналистами губернатор начала с транспортной темы, которая стала основной в ходе беседы. Валентина Матвиенко сразу же предупредила, что лето для автомобилистов обещает быть жарким.

В этом году намечен большой капитальный и текущий ремонт дорог - 5 млн кв м дорожного покрытия на общую сумму 8 млрд рублей. Причем 40% адресов из ремонтного перечня - это улицы с наиболее интенсивным движением. «Мы, конечно, предложим водителям объездные маршруты, но не всегда они будут эффективными. Так что без необходимости лучше не пользоваться личным транспортом», - посоветовала Матвиенко.

Она напомнила, что летом будет полностью закрыто дневное движение по городу для грузовиков. И с гордостью доложила, что Петербург – в числе передовиков по реализации федеральной программы утилизации старых авто.

«Я тоже воспользовалась этой программой. У нас в семье была старенькая «Нива», которую мы все очень любили, но в последнее время не пользовались. Я ее сдала, получила положенные 50 тысяч рублей по сертификату и теперь хочу купить «Ниву-Шевроле». Считаю, что это лучший российский автомобиль», - призналась Матвиенко.

Губернатор также обещала разобраться с проблемами растаможки автокомплектующих, которые из-за реформы, проводимой Федеральной таможенной службой (ФТС), поступают на городские автозаводы с большими задержками. «ФТС ввела новые правила оформления таможенных документов. Цель правильная - борьба с контрабандой. Но прежде чем хотели, как лучше, а получилось, как всегда», - прокомментировала инициативу таможенников градоначальница.

Несколько городских пунктов таможенного контроля были закрыты. В результате в оставшиеся пункты выстраиваются огромные очереди из грузовых машин, которые должны пройти растаможку. Были дни, когда, по словам Матвиенко, на городских магистралях скапливалось по тысяче фур.

«Мы забросали ФТС телеграммами с требованием разобраться. Но пока проблема не решена», - призналась она. Правда, уже есть договоренность, что пункты растаможки можно будет открыть прямо на автозаводах. Но на это нужно время, а пока оформлением таких грузов будут заниматься все городские пункты пропуска.

Потом Валентина Матвиенко вкратце обрисовала ситуацию с основными петербургскими и федеральными транспортными проектами. В Пулково этим летом начнется реконструкция аэропорта, осенью откроется третья очередь порта «Морской фасад». В рамках Петербургского экономического форума (ПЭФ) предполагается подписать соглашение с ООО «Невская концессионная компания», которое оказалось единственным участником инвестиционного конкурса по строительству Орловского тоннеля.

До конца года будет выбран инвестор (из двух претендентов, с которыми Смольный ведет переговоры) на проект строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД). В 2011 году возведение ЗСД продолжится в рамках частно-государственного партнерства. Через полтора-два года в метро будет введена зонная оплата проезда.

 Общаги для гастарбайтеров
 
Не все инвестпроекты могут похвастаться наличием инвесторов. Например, для развития территории Новой Голландии придется объявлять новый инвестиционный конкурс. Договор с прежним инвестором - ООО «Новая Голландия», основанным бизнесменом Шалвой Чигиринским и «Меркурий Девелопмент» Игоря Кесаева, был расторгнут 23 марта этого года.
 
«Очень успешный и преуспевающий бизнесмен Чигиринский оказался банкротом – кто мог это предположить? Он взялся за этот проект в ущерб своим экономическим интересам, просто ему хотелось сделать красивый проект. Вряд ли мы теперь найдем желающих его реализовать в том же виде. Придется уменьшать его в объемах, делать не таким пышным и дорогостоящим», - заявила Матвиенко.
 
Главная проблема, по ее словам, в том, кому федеральные власти доверят проведение нового инвестконкурса. «Если городу, то мы проведем его в течение двух месяцев. А если этим займется Росимущество, проект затянется», - считает губернатор.
Пока неясны перспективы и «Надземного экспресса», а также второй кольцевой трассы вокруг Петербурга.
 
Тем не менее работы у строителей хватает, даже снова встал вопрос о дефиците рабочих и привлечении их из других регионов и стран. Для них город собирается открыть сеть общежитий, которые будут работать по принципу доходных домов.
 
«Такие дома должны появиться в каждом районе Петербурга. И не только для того, чтобы там селились строители. У нас есть сезонные работы. Например, зимой для дорожной уборочной техники нужно много водителей, а трактористы в Ленобласти в это время простаивают. Почему бы нам не пригласить их?» - продолжает Валентина Матвиенко.
 
Город будет сдавать определенное количество мест в таких общежитиях предприятию, которому требуются заезжие рабочие, и оно будет заселять нанятых людей. «Там смогут жить очередники, дожидаясь сдачи дома, где им выделили квартиру, а также люди, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях. Конечно, это не хоромы – бедненько, но чистенько», - пояснила губернатор.
 
Деньги из котла школьников
 
Судя по словам губернатора, социальные проблемы в городе существуют только в двух вариантах: уже решенные и близкие к решению. Например, всех ветеранов по президентскому указу к маю обеспечили отдельными квартирами. Правда, указ касался только тех, кто стал на очередь по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года. Но Матвиенко пообещала, что и остальные ветераны-очередники получат жилье. «До конца года ветеранов, которые стоят на очереди, в городе не останется», - заявила она.
 
Нет проблем и с переходом на новую систему финансирования бюджетных учреждений, которая, в частности, предусматривает полную финансовую самостоятельность директоров школ. Со следующего года предполагается перевести школы на хозрасчет, оставив как обязательные и соответственно бесплатные только несколько предметов. Остальные – за деньги по усмотрению родителей.
 
«Надо уходить от совкового, котлового финансирования. Деньги будут выделяться в виде субсидий в зависимости от особенностей образовательного учреждения. А подушевое финансирование гарантирует, что школа будет бороться за каждого ученика, а не избавляться от неуспевающих», - поясняет губернатор.
 
По ее мнению, петербуржцы спокойно восприняли это новшество. Видимо, губернатору не доложили о волне акций протеста, которая прокатилась по городу с момента принятия соответствующего закона Госдумой. В ходе одной из них петербургские ученые потребовали отставки министра образования Андрея Фурсенко.
 
И не согласна с тем, что противники реформы называют ее переходом на платное образование. «Все предметы, которые входят в основную программу, будет финансировать государство. Пока я губернатор, платного образования в городе не будет», - заверила Валентина Матвиенко.
 
Впрочем, срок ее полномочий истекает уже в 2011 году. Матвиенко оставила без ответа вопрос журналистов, будет ли она претендовать на третий срок. «Я буду работать, пока мне доверяют горожане и президент», - заявила она. Требовать у президента досрочного переутверждения, как это произошло в прошлый раз, три года назад, Матвиенко не собирается.

Текст: Ольга Мягченко