Минфин подготовил поправки в закон об ОСАГО, повышающие выплаты за ущерб жизни и здоровью до 500 тыс. руб. Документ согласовывается со страховыми компаниями и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Планируется, что в июле поправки будут переданы в правительство РФ, а в сентябре поступят в Госдуму РФ и вступят в силу с 1 января 2011 года.

Минфин также предлагает изменить порядок выплат по ущербу жизни и здоровью. Например, разделить выплаты на несколько этапов. На первом этапе сбитый автовладельцем, но оставшийся в живых, пешеход получит аванс от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Сумма окончательной выплаты будет высчитываться по методике, которую разрабатывает Минфин и утвердит правительство. По словам страховщиков,  если в результате аварии пешеход станет инвалидом I группы, страховщик должен выплатить 500 тыс. руб., II группы — 350 тыс. руб., III группы - 250 тыс. руб. Впрочем, это касается не только пешеходов, но и всех пострадавших в автомобильной аварии.

По ныне действующему законодательству лимит выплат на единственного пострадавшего в ДТП составляет 160 тыс. руб. Средний размер компенсации ущерба жизни и здоровья по полисам ОСАГО в России составляет примерно 30 тыс. руб. Недостаточность суммы выплат обсуждается уже не первый год. «Полмиллиона рублей – это тоже недостаточно, но уже лучше, чем существующие сегодня 160 тыс. Сегодня в Воздушном кодексе РФ зафиксирована сумма 2 млн руб. Постепенно подобные лимиты должны быть приняты и для пассажиров остальных транспортных средств (чтобы впоследствии эту сумму можно было менять одновременно для всех видов страхования). Понятно, что единовременно увеличить лимит по жизни до 2 млн руб. сегодня невозможно, поэтому Минфин предложил компромиссную цифру – 500 тыс. руб., чтобы потом можно было поэтапно выйти на единую цифру», - считает директор петербургского филиала страховой компании «Росгосстрах» Георгий Папаскири.

Повышение лимита покрытия автоматически приведет к увеличению базового тарифа ОАГО примерно на 30%, пока тариф составляет 1980 руб. Окончательный размер повышения станет ясен только после анализа экономических расчетов, которые ведут Минфин и РСА. По мнению заместителя генерального директора - директора Северо-Западной дирекции компании РОСНО Евгения Дубенского, это вызовет недовольство автовладельцев. Но не в этом угроза для рынка. «Чтобы этот вид страхования оставался интересен для достаточного количества игроков на рынке (для обеспечения здоровой конкуренции) правильным и грамотным шагом со стороны правительства было бы одновременное повышение тарифов и лимитов выплат. Если этого не произойдет, как нередко уже случалось у нас, и вначале вырастут выплаты и только потом тарифы, то надо понимать, что не все страховщики это переживут», - считает Евгений Дубенский.

Георгий Папаскири полагает, что порядок действий со стороны правительства должен быть следующим: сначала повысить тарифы, и лишь затем – лимиты выплат. «Если это произойдет одновременно, то опять может возникнуть проблема, с которой мы уже сталкивались во время введения поправок по прямому урегулированию и европротоколу. Потому что страховщики не успеют сформировать резервы под страхование жизни в необходимых объемах», - поясняет он. 

По данным официального сайта ГИБДД, за 2009 год в Российской Федерации произошло 203 603 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 26 084 человека, а 257 034 человека получили ранения.

Текст: Елена Денисенко