В ближайшее время Комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП) Петербурга направит в городской парламент законопроект, который вносит изменения в городской закон «Об ограничении или прекращении движения транспортных средств на дорогах». Об этом сегодня, 17 мая, на заседании Правительства Петербурга заявил глава КТТП Николай Асаул.
Штрафы и эвакуаторы
Прежде всего, изменения касаются грузового транспорта. По его словам, законопроект предусматривает не только запрет на проезд по городу тяжелых (свыше 3,5 тонны) грузовиков, но и существенно увеличивает штрафы за нарушение закона. Например, с гражданина-нарушителя предлагается взимать 5 тысяч рублей вместо нынешних 2 тысяч, а с юридических лиц – 100 тысяч против нынешних 40. За неправильную парковку грузовиков предусмотрена и другая мера наказания – принудительная эвакуация машины. Сейчас власти сделать этого не могут – у них нет ни одного грузового эвакуатора. Но уже в этом году предполагается закупить три такие машины. Усилятся штрафные санкции и для владельцев легковых авто.
Грузовое движение днем будет практически полностью запрещено внутри КАД (за исключением зоны порта, а также случаев, когда перевозка грузов нужна для обеспечения жизнедеятельности города). Ночью перемещение грузовиков будет ограничено.
Чтобы обеспечить объездные маршруты и разгрузить железнодорожные переезды, на пересечении с ними дорог будет построено 19 развязок. Значительная часть недействующих переездов предполагается ликвидировать. Например, в этом году закрыть намечено 31 такой объект.
«У нас уже в целом проработана схема так называемого грузового каркаса – магистралей, по которым будет сохранено грузовое движение. Сейчас мы вместе с Комитетом по транспорту и Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству оформляем ее в виде постановления правительства Петербурга. Весь пакет документов, которые необходимы для реорганизации грузового движения в Петербурге, будет сформирован уже летом, основные из них начнут действовать до конца лета. В частности, мы надеемся, что закон «Об ограничении или прекращении движения транспортных средств на дорогах» будет принят в трех чтениях уже в весеннюю сессию Законодательного собрания», - заявил Николай Асаул.
По словам губернатора Валентины Матвиенко, в Петербурге создадут специальное госучреждение «Агентство внешнего транспорта», которое будет курировать именно грузовые перевозки. «Комитет по транспортно-транзитной полиции... – начала губернатор многозначительной оговоркой характеристику деятельности властей в отношении грузовиков, но тут же поправилась и продолжила: - Политике, конечно, будет вместе с этой структурой приучать водителей к дисциплине, и будем действовать очень жестко. Транспортная обстановка в городе сложная, а грузовики, которые ездят куда бог на душу положит, сильно ее ухудшают».
Ликвидировать отстой
К запрету грузового движения в центре Петербурга Смольный шел давно. Еще в советские годы чиновники высказывали подобные идеи.
Самое масштабное за последнее время ограничение грузоперевозок в Петербурге произошло в марте 2008 года, когда Комитет по транспорту существенно ужесточил свое соответствующее распоряжение от 2006 года. Два года назад под запрет попали машины с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны. Для них движение было запрещено на территории, ограниченной Обводным каналом, Невой и Большой Невкой.
Для грузовиков закрыли также Московский и Приморский проспекты, Арсенальную, Выборгскую, Пироговскую, Ушаковскую набережные, Приморское шоссе, территорию поселков Песочный и Белоостров. Ограничения, действовавшие до 2008 года, предусматривали не круглосуточный запрет движения, а только в период с 6:00 до 22:00. Ездить по центру города стало можно только по специальным пропускам.
Наиболее остро «грузовой» вопрос встал накануне кризиса 2008 года, когда стремительно стали расти грузоперевозки, особенно транзитные. Сейчас в общей сложности в Санкт-Петербурге зарегистрировано около 115 тысяч единиц грузового транспорта, из них 55 тысяч -- транспорт частных предпринимателей. Через Петербург осуществляется около 20% от общего объема перевозок российских внешнеторговых и транзитных грузов. Примерно 70% всех проходящих через Петербург грузов - транзитные.
В 2008 году Смольный планировал организовать стоянки за пределами городской черты, где грузовики смогли бы ожидать своей очереди на погрузку в порт. Об этом, в частности, шла речь в «Концепции развития транспортно-логистического комплекса Петербурга», которую разработал КТТП. Однако реализовать это положение концепции пока не удалось, и грузовые трейлеры скапливаются на окраинных улицах, которые давно превратились в отстойники для трейлеров.
В Смольном считают, что строить такие стоянки должны сами бизнесмены. А чтобы предприниматели активизировались, введут серьезные штрафы для грузовиков.
По словам главы администрации Пушкинского района Вячеслава Коржова, сейчас грузовые трейлеры, дожидаясь оформления документов на пропуск в Петербург, отстаиваются в самом Пушкине и промзоне «Шушары». Но, по его мнению, мало ввести ограничительные меры, нужно еще и создать условия для нормальной работы грузоперевозчиков. Например, ввести систему «удаленного доступа», когда грузовики входят в город только при подтверждении точного времени загрузки. Это поможет освободить улицы не только в Пушкине, но и в южной части Петербурга. Аналогичная система уже применяется на подходах к территории Большого порта Санкт-Петербург.
Представитель губернатора в Законодательном собрании Михаил Бродский считает, что нужно не только штрафовать нарушителей, но и обеспечить водителям альтернативные маршруты в объезд закрываемого для них центра города. Пока они не обнародованы, трудно говорить, насколько эффективными будут запретительные меры.