О переговорах по возможной покупке американцами 100% акций российской розничной сети «Лента» сообщило сегодня агентство Reuters со ссылкой на осведомленные источники в финансовых кругах. «На данном этапе компании обмениваются информацией, переговоры носят предварительный характер, но разговор идет достаточно неформальный», - заявил собеседник агентства, подчеркнув, что официальная стадия переговоров пока не началась - менеджмент компаний еще не встречался. «Переговоры могут затянуться на месяцы», - предположил источник. Консультантом Wal-Mart в переговорах выступает банк Credit Suisse.
Перспективный товар
Руководители Wal-Mart и «Ленты» от комментариев пока воздерживаются. А эксперты считают, что шансы совершения сделки довольно высоки, поскольку представители Wal-Mart неоднократно подчеркивали важность российского рынка для своей компании, а «Лента» - перспективный объект для дебютной покупки. На сегодняшний день это одна из самых успешных торговых сетей в России. Она была основана в 1993 году и сейчас насчитывает 36 гипермаркетов, в том числе 14 - в Петербурге. Головная компания сети ООО «Лента» на 100% принадлежит компании Lenta Ltd., зарегистрированной на Британских Виргинских островах.
До осени прошлого года у ритейлера было два основных акционера: Август Мейер и Олег Жеребцов, которые на двоих владели 70% Lenta Ltd. Но Жеребцов продал свою долю (35,4%) за $110 млн американскому фонду TPG Capital и «ВТБ Капитал». Сегодня в акционерах «Ленты», кроме TPG и ВТБ, значатся Август Мейер (около 36%), ЕБРР (11,1%) и 11 миноритариев. Объем продаж компании в 2009 году, несмотря на кризис, вырос на 9% по сравнению с 2008 годом и составил около 55,6 млрд рублей.
Цена вопроса
Эксперты разошлись в оценке стоимости «Ленты» на данный момент. «Сеть «Лента» не является публичной компанией, поэтому трудно оценить ее стоимость. На мой взгляд, она составляет $1,6-1,7 млрд. Если компания работает с маржой 7-8% (что похоже на правду), и если ее долговая нагрузка на начало 2010 года действительно снизилась до 9 млрд рублей (как заявлял топ-менеджмент), то стоимость «Ленты» может составить и $2 млрд», - заявила «БН.ру» аналитик по потребительскому сектору компании БКС Татьяна Бобровская.
«Стоимость компании может составить около $550-600 млн. Но я бы не взялся оценивать достоверность сообщений о возможной сделке. Разговоры идут давно, а результата пока не видно», - сетует аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
«У «Ленты» отлажены бизнес-процессы, выстроена структура, логистика и т.д. Некоторые проблемы у сети были во время кризиса, однако сейчас они пройдены. Так что, потенциальному покупателю не стоит рассчитывать на низкую цену в данной сделке. А будет ли Wal-Mart готов заплатить больше - пока непонятно», - говорит руководитель отдела проектного брокериджа ASTERA St.Petersburg Ольга Земцова.
Подходящий момент
«Время благоприятно для смены собственника, поглощения или слияния. Рынок торговли одним из первых начал выходить из кризиса. Поэтому наблюдается интерес со стороны инвесторов. Шансы на заключение сделки довольно высокие, подобные механизмы применяют многие компании», - отмечает директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков
«Сеть «Лента» очень устраивает Wal-Mart по формату и по крепким позициям в регионах. И момент выбран неплохой. Кризис уходит. Интересы покупателя и продавца могут сойтись по цене в точке равновесия», - добавляет Татьяна Бобровская.
«На данном этапе развития российского ритейла выход на этот рынок крупных транснациональных компаний за счет M&A (слияний и поглощений – «БН.ру») - достаточно логичная и, пожалуй, одна из наиболее оптимальных стратегий. Эффект «быстрого старта» при поглощении бизнеса крупного федерального оператора теоретически позволяет в сжатые сроки занять сильные позиции, составить заметную конкуренцию ведущим игрокам и претендовать на роль одного из лидеров уже относительно конкурентного (по крайней мере, в отношении крупных городов) рынка», - согласен Максим Клягин.
«Покупка сильного локального оператора - разумный шаг. Например, французской сети Carrefour пришлось свернуть развитие в России из-за неверного расчета на собственное развитие: «лакомые» места в крупных городах уже давно заняты локальными операторами, свободных пятен практически нет, как нет и хороших качественных торговых проектов, куда можно было бы зайти в качестве якорного арендатора. В этом смысле покупка «Ленты» - логичное решение, тем более что оба оператора работают в демократичном ценовом сегменте», - заключила Ольга Земцова.
Сватовство по-американски
Первый раз Wal-Mart заявила о намерениях торговать в России больше десяти лет назад. В сентябре 2008 года американцы зарегистрировали дочернее юридическое лицо в России, ООО «ВМ истерн еуроп холдингз, ЛЛК». «Дочка» вступила в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), которая является главным лоббистом интересов российских торговых сетей. А в декабре того же года в прессе появилась информация о переговорах Wal-Mart с крупнейшей российской ритейлерской сетью X5 Retail Group (владеет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») о создании совместного предприятия. Заявлялось, что Х5 внесет в СП магазины «Карусель», а Wal-Mart будет инвестировать в дальнейшее развитие гипермаркетов. Сделкой переговоры не увенчались.
Позже появились данные об интересе Wal-Mart к сетям «Магнит» и «Мосмарт». А в феврале текущего года аналитики рынка заявили, что Wal-Mart, российский офис которой уже расширился до 40 человек, активно «сватает» сеть «Копейка» и проводит due diligence сети. Тогда же выяснилось, что due diligence (исследование состояния компании накануне ее покупки – «БН.ру») проводили и в «Ленте». Какая сеть станет первым приобретением американцев в России - покажет время.
Справка БН:
Крупнейшая в мире сеть Wal-Mart создана в 1962 году в США бизнесменом Сэмом Уолтоном (сейчас около 50 % долей в Wal-Mart принадлежит его наследникам). Сеть оперирует в четырех основных форматах: дискаунтеры, суперцентры, «магазины у дома» (все три под маркой Wal-Mart) и центры мелкооптовой торговли Sam`s Club. Сейчас Wal-Mart насчитывает более 7 тыс. магазинов в 14 странах мира (4,1 тыс. из них находятся в США). Общая численность персонала компании - 2,1 млн человек (из них в США 1,4 млн человек). Оборот компании в 2008 году $405,6 млрд, чистая прибыль $13,4 млрд.