Как и предсказывал «БН.ру», конкурс, объявленный Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) в конце марта этого года, вылился в очередное состязание демперов. Максимальное снижение от стартовой цены – более чем на 35% - предложило ЗАО «Инжиниринговая компания «Трансстрой». Лучшим среди претендентов, которым было отказано в победе, конкурсная комиссия назвала ЗАО «ПО «Возрождение» - оно предложило выполнить работы за 14,36 млрд рублей. Потом следуют ЗАО «ВАД» - 13,49 млрд, ЗАО «Инжиниринговая компания «Трансстрой» - 12,53 млрд, ОАО «Генеральная строительная корпорация» - 12,94 млрд и ЗАО «Пилон» - 15,8 млрд рублей. Все участники заявили, что смогли бы уложиться со строительством участка ЗСД от транспортной развязки на пересечении с Богатырским проспектом до транспортной развязки на пересечении с автодорогой «Скандинавия» в два года. Это минимальный срок, который по условиям аукциона они могли назвать.

Примечательно, что победитель аукциона, «Мостоотряд 19», запросил не самую скромную сумму контракта, его заявка в числе средних по цене – около 14,07 млрд рублей. В компании комментировать итоги конкурса не стали, сославшись на то, что еще не получили официального извещения о выборе комиссии.
Победитель с багажом
Победа «Мостоотряда» выглядит логичной: в феврале этого года компания уже выиграла конкурс на строительство одного из отрезков ЗСД. Кроме того, это предприятие – один из крупнейших подрядчиков и на других инфраструктурных проектах Петербурга. В частности, «Мостоотряд 19» построил вантовый мост через Неву. Как пояснял в одной из бесед с «БН.ру» генеральный директор компании Ефим Иголинский, только у подрядчика, который имеет большой багаж реализуемых проектов, есть возможность существенно снижать стартовую цен на аукционах. У такого предприятия уже есть сформированная база техники, налаженные поставки стройматериалов, необходимые кадры – это позволяет существенно сэкономить на очередном проекте.
ИК «ФИНАМ», которая в конце февраля этого года провела оценку финансовых результатов деятельности «Мостоотряда» и его текущего портфеля контрактов, считает, что предприятие «уже преодолело наиболее тяжелый кризисный период». «По результатам переоценки мы повышаем нашу справедливую оценку обыкновенных акций компании «Мостоотряд 19» до $2200, что соответствует 21%-ному потенциалу роста», - говорят аналитики «ФИНАМ».
Традиционная скидка
Участники рынка уже не раз критически высказывались по поводу последних аукционов по ЗСД: и прошлогодний, и февральский этого года конкурсы прошли со снижением стартовой цены на треть. Глава Ассоциации предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга Юрий Агафонов утверждает, что качественно построить трассу за такие деньги невозможно. Он предполагает, что сумма будет скорректирована в ходе строительства.
Главную проблему дорожных аукционов эксперты видят в несовершенстве ФЗ №94 - «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В качестве основного критерия для выбора победителя он предлагает назначенную компанией цену за контракт.
Смольный не раз выступал с законодательными инициативами об изменении этого положения в ФЗ. Однако они пока не находят понимания в Госдуме. Как заявил «БН.ру» председатель думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, он против таких поправок: «То, что 94-й ФЗ плохой, - это миф. Он, конечно, слишком универсален, его надо слегка конкретизировать, но не в смысле критериев победы в аукционах. Как только мы пропишем требование предквалификации, тут же получим сговор подрядчиков и заказчиков, так как четкие критерии предквалификации, когда речь идет о крупных контрактах, прописать очень трудно. Основная причина нынешнего демпинга, на мой взгляд, - плохо прописанные условия контрактов. Если в них прописать все положения о том, какого именно качества должны быть выполненные работы, а потом спрашивать с подрядчика именно этого качества, то демпинга не будет. Несерьезные подрядчики просто изначально не справятся с работами».
Однако председатель КБДХ Борис Мурашов с ним не согласен. Он уже имеет опыт (в бытность его главой дирекции по строительству кольцевой дороги), когда в одном из конкурсов по строительству КАД победила компания «Флора» - без опыта работы, без необходимой материально-технической базы и специалистов. Дирекция КАД, подрядчики и субподрядчики стройки до сих пор судятся с «Флорой», у которой пришлось изъять три из четырех полученных ею на аукционах участков.
По словам Бориса Мурашова, на этот раз в конкурсные условия по ЗСД удалось включить в качестве одного из критериев квалификацию участника. Правда, определяющей все равно была цена контракта (ей при оценке заявок отводилось 60 баллов из 100 возможных). На квалификацию пришлось 14 баллов из 100, на срок исполнения контракта – 20 баллов, на качество работ 6 баллов. Максимальную оценку по сумме всех критериев получил «Мостоотряд 19».

Текст: Ольга Мягченко