В Петербурге может появиться первая плавучая гостиница. Отель класса 3 звезды на 52 номера планируется создать на дебаркадере, принадлежащем петербургской компании «Посейдон-М». Планируется, что гостиница будет работать круглый год. Судно площадью 3 тыс. кв. метров в настоящее время находится на территории завода «Адмиралтейские верфи».

По оценкам компании, инвестиции в проект составят 80-101 млн рублей. Как рассказал генеральный директор «Посейдон-М» Михаил Куршин, в настоящее время идут поиски партнера для реализации проекта. По его словам, рассматривается несколько вариантов участия инвестора, в том числе и софинансирования. «Мы можем и самостоятельно реализовать проект, в том случае, если нам удастся привлечь кредитные средства. Помимо прочего, есть вариант и полной продажи дебаркадера в его нынешнем состоянии. Цена заявлена в 18 млн рублей, но, думаю, мы могли бы пойти на дисконт», - рассказывает Куршин.

Судно было реконструировано в 2002 году и в настоящее время используется под офисы, склад и как плавмастерская. «Один из основных видов деятельности нашей компании – ремонт корабельной техники. Мы использовали это судно в качестве плавмастерской. За последние 4 года объем заказов сократился, и мы перестали нуждаться в мастерской и приняли решение о ее переоборудовании как непрофильного актива. Мы рассматривали 6 вариантов дальнейшего использования судна, в том числе под яхт-клуб или доходный дом. Но пришли к выводу, что гостиница – наиболее выгодна»,- сказал Куршин.

Местоположение будущего отеля пока окончательно не определено. В пользу нынешнего расположения дебаркадера говорит долгосрочный договор аренды, наличие всех согласований и подключение к коммуникациям. Кроме того, по мнению Куршина, интерес к локации подогревается проектом «Морские ворота Санкт-Петербурга». Однако дебаркадер может быть и перенесен. «Мне лично нравится идея создания гостиницы в районе Новой Ладоги, Шлиссельбурга, Новгорода, Невской Дубровки, Волхова», - отмечает Куршин.

По подсчетам предполагаемых соинвесторов из гостиничного бизнеса, окупаемость проекта составит около 2-х лет, по итогам которых ожидается чистая прибыль в 7 млн рублей в год. Средняя загрузка отеля, по прогнозам, составит 30%. При расчетах прогнозируемая загрузка искусственно занижалась, отмечает Куршин. Реализовать проект планируется в течение 1,5-2 лет.

Климат не тот

Пока в Петербурге нет ни одной действующей плавучей гостиницы. При этом, как рассказал директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев, достаточно много проектов активно обсуждалось, но до их реализации дело так и не дошло. «Особенно активно эта тема обсуждалась перед празднованием 300-летия Петербурга. Когда номерного фонда крайне не хватало, а спрос был очень высок. В перестроечное время был отель на судне, но он стал экономически не выгоден и был закрыт», - говорит Корнеев. По его словам, открытию плавучих отелей мешает целый ряд факторов. Во-первых, это короткий сезон. Во-вторых, петербургский климат не позволяет без лишних затрат содержать отель на воде круглый год.

Еще одна проблема кроется в законодательстве. В настоящее время все плавучие объекты, даже если они не перемещаются, должны оставаться в регистре и собственнику, согласно правилам, необходимо содержать команду. «Насколько мне известно, это правило не распространяется на дебаркадеры. Поэтому можно предположить, что первые плавучие гостиницы могут появиться именно на дебаркадерах», - отмечает Корнеев.

Кроме того, гостиницам на воде мешают развиваться сложности с подключением к городским коммуникациям и многочисленные согласования, которые будет необходимо получить. Но рано или поздно такие гостиницы в городе появятся. И это перспектива ближайших лет, уверен Корнеев. «Проблема нехватки номерного фонда хотя и не стоит так остро как несколько лет назад, но остается. При этом пятен под застройку, особенно в центральной части, уже практически нет. Сейчас все ждут первопроходца», - добавляет эксперт.
 
Дешево, но рисковано
Исполнительный директор компании Maris Properties in association with CB Richard Ellis Максим Михайлов отмечает, что плавучие гостиницы привлекают чаще всего российских гостей, приезжающих летом в Петербург, особенно в июне, когда туристический пик совмещается с Инвестиционным форумом. В низкий сезон, по мнению эксперта, у таких отелей могут быть проблемы с заполняемостью. «Основные видовые характеристики в осенне-зимний период ухудшаются, инфраструктура беднее, чем у полноценных зданий. Кроме того, бизнес-туристы предпочитают традиционные сетевые отели, гарантирующие высокое качество обслуживания», - поясняет Михайлов.
 
По его словам, минусом будущей гостиницы может стать небольшое количество номеров. «Эффективность 3-х звездной гостиницы становится особенно заметна, когда комнат более 150 и общие затраты размываются на большее количество номеров. В этом проекте будет более специфичная эксплуатация, что приведет к удорожанию. Помимо этого, раскрутка гостиницы займет пару-тройку лет перед тем как она выйдет на «крейсерскую скорость» по доходности и заполнению. Этот проект нельзя назвать очень долгосрочным. Соответственно, количество «эффективных лет использования» меньше, чем у обычных наземных отелей. Все это добавляет рисков. Но стартовые затраты, по сравнению со строительством наземных зданий, существенно ниже. Поэтому говорить о том, что проект однозначно убыточен, я бы не стал», - говорит Михайлов.

Справка БН
ООО «Посейдон-Марин» входит в группу «Посейдон-М». ЗАО «Посейдон-М» учреждено в июне 1992 года в Петербурге. Основным видом деятельности компании является ремонт оборудования и систем, поставка комплектующих изделий и запасных частей для кораблей, построенных в СССР и РФ. Кроме того, компания занимается поставкой, продажей, гарантийным и сервисным обслуживанием мореходных моторных яхт и катеров.
Контрольный пакет акций ЗАО «Посейдон-М» принадлежит Михаилу Куршину, который является учредителем ООО «Посейдон-Марин». Выручка ЗАО «Посейдон-М» по итогам 2009 года составила 4 млн рублей.

Текст: Марина Акатова