Как сообщает сегодня, 6 мая, пресс-служба РЖД, с 1 июня 2010 года билеты на проезд в «Сапсане» будут стоить дешевле. Минимальная цена на рейс из Петербурга в Москву составит 1800 рублей против нынешних 2400 рублей. Правда, при этом, добавляют сотрудники РЖД, несколько увеличится время поездки. Но не уточняют, насколько.
Запуск поездов в Нижний Новгород, запланированный на 1 июля этого года, будет отложен до нынешней осени. Причина – претензии прокуратуры к состоянию железнодорожной инфраструктуры. Проверяющие в апреле выявили многочисленные нарушения закона «О железнодорожном транспорте в РФ», инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути и правил эксплуатации железных дорог на скоростном участке Горьковской железной дороги (ГЖД) «Нижний Новгород – Петушки». Приволжская транспортная прокуратура утверждает, что использование путевого и других хозяйств ГЖД здесь опасно.
Сначала планировалось с июня запустить движение в Нижний из Москвы. Но месяц назад РЖД сообщили, что дата переносится на 1 июля, а маршрут меняется: скоростные поезда будут курсировать между Петербургом и Нижним Новгородом через Москву с десятиминутной остановкой «по техническим потребностям» в столице. Сейчас точная дата запуска нижегородского «Сапсана» не называется.
Обстрел на скорость
Контракт с германским концерном Siemens на поставку восьми поездов «Сапсан» РЖД подписали в 2006 году. Сам заказ обошелся в 276 млн евро (по 34,5 млн евро за поезд), а через год стороны подписали еще и соглашение о 30-летнем техническом обслуживании поездов стоимостью 354,1 млн евро. Поезда ходят с 18 декабря 2009 года шесть раз в день со скоростью 200 км/ч. В перспективе, помимо Нижнего Новгорода, запланирован запуск «Сапсанов» из Москвы в Сочи, Самару и Курск.
Сразу же после старта скоростного движения в народе начались акции протеста против «Сапсанов». Дело в том, что из-за запуска поезда было отменено несколько электричек на направлении Москва – Петербург и два поезда дальнего следования («Невский экспресс» и «Юность»), билеты на которые в несколько раз дешевле, чем на «Сапсан». Некоторые населенные пункты Тверской области оказались фактически отрезанными от цивилизации. Губернатор области Дмитрий Зеленин, который охарактеризовал действия РЖД по запуску «Сапсана» как «неразумную политику», обратился к Правительству РФ и потребовал восстановить электрички. И хотя бы частично компенсировать отмену поезда «Юность», на котором доехать из Твери до Москвы можно было максимум за 500 рублей, а не за 1600, как на «Сапсане». Расписание электричек РЖД обещали наладить к 1 июня. Насчет удовлетворения остальных требований пока решения нет.
Тверская транспортная прокуратура заявила, что в ближайшее время намерена проверить на предмет безопасности железнодорожные переезды и путепроводы, пешеходные переходы и мосты, вокзалы и транспорт.
Тем временем население с насыпи забрасывает проходящие поезда камнями, льдинами, подкладывает на пути различные предметы, мешая проходу поездов, и даже обстреливает составы из ружей. С декабря было зафиксировано несколько десятков подобных акций. Людей не устраивает также высокая опасность использования «Сапсанов». Они несутся быстро и бесшумно, пути ничем не ограждены, а пешеходных переходов на них нет. Поэтому граждане, переходящие пути, не слышат приближающегося поезда, и не успевают уйти с его дороги. По неофициальным данным, под колесами «Сапсанов» погибло до 40 человек. Между тем МВД приводит другие цифры: 3-7 человек. Некоторых граждан отбрасывает на насыпь воздушной волной от поезда, и они получают травмы.
Дороже, чем в Китае
В РЖД считают, что проект развития скоростного движения прибыльный и окупится за 10-12 лет. Однако не все разделяют такую оценку. По мнению главы аналитического агентства Infranews Алексея Безбородова, если не считать текущих расходов и инвестиций в развитие остальных направлений движения «Сапсана», окупаемость составит как минимум 16 лет. А с учетом этих затрат – несколько десятилетий.
«Сапсан» обходится РЖД и российскому бюджету довольно дорого. В 2010 году РЖД выделит более 1,5 млрд рублей на организацию движения между Москвой и Нижним Новгородом. В конце прошлого года, когда начались регулярные диверсии россиян против скоростного поезда, Правительство РФ выделило 1 млрд рублей на его охрану. Еще 1,5 млрд добавили сами РЖД. Но и это не помогло – акции протеста продолжаются, принося РЖД ущерб. Один только апрельский обстрел поезда из винтовок железнодорожники оценили в 89 тысяч рублей.
«Значительную часть прибыли, которую РЖД получает за счет скорости и высокой стоимости билетов на «Сапсане», «съедает» резкое падение перевозок на пригородных направлениях. Пассажиропотоки на электричках в тех направлениях, где пущен «Сапсан», сократились на 30% - за счет сокращения рейсов и отмены остановок на ряде станций. Пусть стоимость проезда там была небольшая, зато количество пассажиров – огромное», - говорит Безбородов.
По данным Октябрьской железной дороги (ОЖД), за первый квартал 2010 года пассажиропоток на направлении Петербург – Москва сократился на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2009-го – до 1,37 млн человек. Правда, в ОЖД это с запуском «Сапсана» не связывают, объясняя падение общими кризисными тенденциями.
С Безбородовым согласен экс-депутат Госдумы Владимир Рыжков. Сегодня в эфире радио «Финам FM» он заявил, что никакой модернизации железных дорог в случае с «Сапсаном» не произошло: «Положили японские рельсы на старые пути, чуть-чуть клинья подбили, песка подсыпали, и он теперь ездит». По мнению Рыжкова, Россия сама может производить такие поезда – это будет гораздо дешевле.
Примечательно, что для Китая тот же Siemens год назад взялся изготовить поезда по 7,5 млн евро за штуку. Причем вместимость каждого из сотни заказанных Китаем поездов – 1060 пассажиров, то есть на 75% больше, чем у «Сапсана». Специально для скоростного движения Китай в течение трех лет собирается модернизировать 13 тысяч км железнодорожных путей. Россия, согласно «Стратегии развития железнодорожного транспорта», к 2030-му обещает построить лишь около 1,53 тысячи км.
Алексей Безбородов отмечает, что инфраструктура РЖД не готова к запуску скоростных поездов: «Положить на старые пути японские рельсы – это еще не значит построить трассу для скоростного поезда. В Европе, например, для таких поездов строятся специальные, отдельные пути, которые не пересекаются ни с другими рельсами, ни с автодорогами. Благодаря этому возможно обеспечение скоростного движения, которое не будет мешать ни другим поездам железной дороги, ни автоперевозкам».
Полный «Сапсан»
Впрочем, данные РЖД о спросе на «Сапсан» среди пассажиров не подтверждают слова экспертов. С начала эксплуатации на этих поездах совершили поездки свыше 411 тысяч пассажиров. Из-за высокого спроса с 5 апреля РЖД увеличили частоту рейсов с первоначальных трех в день до шести. Заполняемость поездов составляет 84,7%.
По мнению вице-президента Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, вряд ли «Сапсан» нанесет ущерб экономике РЖД: направление Москва – Петербург самое активное из всех участков Октябрьской железной дороги. Общие турпотоки в стране растут, бизнес-туризм тоже. А значит, беспокоиться за заполняемость «Сапсана» не стоит. Другое дело, что нужно тщательнее продумывать варианты компенсации, если снимаются более дешевые поезда там, где запускается «Сапсан».