В среду, 5 мая, арбитражный суд Петербурга и области определил, что «РОСТО» должно освободить стоянку для самолетов в 7,4 тыс. кв. м. и две взлетно-посадочных полосы общей площадью 22,5 тыс. кв. м. А несколько дней назад первая инстанция признала незаконным регистрацию права Смирновской квартирно-эксплуатационной части на постоянное (бессрочное) использование всего аэродрома «Горская», общая площадь которого составляет 2,7 млн кв. м.

Однако нынешние пользователи аэродрома – «РОСТО» и подчиненный ей аэроклуб, не собираются отдавать имущество. В ближайшее время они намерены просить губернатора вмешаться в конфликт.
 
Последний полет
Аэродром «Горская», что находится на улице Авиационной в Сестрорецке, передали в распоряжение аэроклуба ДОСААФ СССР еще в конце 30-х. В 1994 году межведомственная комиссия определила, что все здания и сооружения на участке находятся на балансе ДОСААФ, поскольку построены на ее средства. А в 2002 году городское правительство утвердило границы участка. Правопреемником ДОСААФ стала межрегиональная общественная организация «РОСТО», которая до недавнего времени и была фактическим пользователем аэродрома.
 
Но в феврале 2008 года Росимущество в лице петербургского КУГИ вынесло постановление, по которому земельный участок аэродрома (кроме взлетно-посадочных полос и стоянки для самолетов) передавался в бессрочное пользование Смирновской квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ). Это постановление оспаривало «РОСТО», которому и принадлежал аэродром. Иск рассматривали почти год, и в апреле 2009 года арбитраж отказал обществу. Позже позицию первой инстанции подтвердили в апелляционном и кассационном арбитражных судах. Аэроклуб продолжал работать, несмотря на то, что формально земля принадлежала КЭЧ.
 
В феврале 2010 года о своем праве на аэродром и все его имущество заявило ФАУГИ: ведомство подало иски о признании незаконной регистрацию права бессрочного пользования территории аэродрома, оформленного на Смирновскую КЭЧ и о выселении «РОСТО» со стоянки для самолетов и двух взлетно-посадочных полос. Первый иск суд удовлетворил несколько дней назад – оказалось, что КУГИ, который до образования петербургского ТУ ФАУГИ распоряжался федеральной собственностью, передал участок Смирновской КЭЧ без надлежащих на то оснований (территориальное управление образовали в апреле прошлого года). Решение о выселении приняли сегодня.
 
Казенная собственность
На суде заместитель начальника юридического отдела ТУ ФАУГИ Григорий Бычков заявил о том, что у агентства есть все необходимые документы, подтверждающие право федеральной собственности на имущество аэродрома. «Права собственности РФ на эти объекты уже зарегистрированы. По Геплану эти земли предназначены для строительства малоэтажного жилья – аэродром здесь работать явно не сможет», - заявил Григорий Бычков.
 
Руководители «РОСТО» всячески пытались давить на жалость суда. «Аэродром «Горская» работает уже 102 года! Был даже указ президента РФ о передаче земельного участка в бессрочное пользование аэроклубу. Росимуществу было поручено решить этот вопрос. А теперь это ведомство нам палки в колеса вставляет! И это при том, что «Горская» - единственный действующий аэроклуб в Петербурге! Здесь обучались конструкторы Илюшин, Антонов, выпускниками были 27 героев Советского Союза!», - недоумевали на суде руководители аэроклуба и «РОСТО». Впрочем, они так и не смогли доказать, что имеют какое-либо право распоряжаться имуществом аэродрома. В итоге спор оказался проигран – суд постановил освободить стоянку для самолетов и взлетно-посадочные полосы.
 
Представители «РОСТО» уже заявили, что оспорят это решение в апелляционной инстанции и обратятся к губернатору с просьбой оставить им территорию аэродрома. «Нам некуда идти – альтернативных участков аэроклубу не предлагали. А если бы и предложили – кто бы нам дал денег на строительство нового аэродрома?», - недоумевают они.
 
Однако уповать на милость властей руководству аэроклуба не стоит: еще в 2004 году комитет по земельным ресурсам утвердил распоряжение, по которому участок аэроклуба отнесли к землям поселений (несмотря на то, что в соответствии с Земельным кодексом, аэродромы располагаются на землях транспорта). Примечательно, что «Горскую» так и не включили в перечень авиационной инфраструктуры, утвержденный городским правительством в июле прошлого года.
 
По оценке руководителя отдела оценки Knight Frank St.Petersburg Антона Реутова, стоимость спорного участка может варьироваться от $5,5 млн до $14 млн.

Текст: Сергей Бардин