Губернатор Валентина Матвиенко на заседании городского правительства во вторник, 27 апреля, дала поручение главе Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга (КИСП) Алексею Чичканову подготовить отмену льготного режима для гостиничных инвесторов, реализующих проекты в Курортном, Пушкинском и во всех центральных районах Петербурга.

Одним из последних в льготный вагон впрыгнуло ООО «СК «Новая Линия» - ему целевым образом выделен земельный участок площадью 2 тыс. кв. метров в Подъездном пер., д. 12А под строительство гостиничного комплекса с подземным гаражом. Отчисления на инфраструктуру для компании составят 97 млн рублей. По словам вице-губернатора Романа Филимонова, при этом полная рыночная стоимость объекта - 172 млн рублей. «Строительный» вице-губернатор уже не в первый раз поднимает вопрос о целесообразности применения специальной инвестиционной, а не рыночной, оценки при передаче участков и зданий под реконструкцию в центральных районах города для размещения гостиниц. На этот раз его поддержала губернатор. «Мы сняли остроту проблемы и уже насытили рынок гостиничными объектами. В престижных районах участки могут идти на торги безо всяких скидок», - заявила Валентина Матвиенко.
 
Алексей Чичканов уверен, что убирать льготный режим нужно лишь в отношении объектов, планируемых к строительству в пригородных районах. «Там в основном заявляются низкономерные объекты, больше похожие на центры по релаксации. Но в центре города планируются гостиницы с большим номерным фондом и снятие льгот приведет к тому, что число таких объектов резко уменьшится», - полагает он. Такие доводы губернатора не убедили, и она дала распоряжение готовить соответствующие поправки в нормативную базу.
 
Поддержкой гостиничного рынка Смольный озаботился пять лет назад после утверждения амбициозного плана по вхождению Петербурга в пятерку крупнейших туристических центров Европы. КИСП занялся формированием адресной программы, участки и здания из нее предоставляются целевым образом, а сумма отчислений в бюджет рассчитывается по специальной (инвестиционной) оценке – она примерно в два раза ниже рыночной.
 
Сейчас в рамках программы заявлено более 200 проектов в разной стадии реализации. Большинство – в историческом центре, а также в Курортном районе. По данным КИСП, в 2005 -2009 годах в Петербурге было построено более 60 гостиниц на 3,4 тыс. номеров. Сейчас в городе функционирует 626 объектов, общий номерной фонд - 26,1 тыс. В 2010–2011 гг. планируется ввести в эксплуатацию еще 22 гостиницы на 2,7 тыс. номеров.
 
По данным консалтинговой компании Astera St.Petersburg, городской гостиничный фонд (вместе с мини-отелями) составляет порядка 25 тысяч номеров, из них около 15 тыс. соответствуют международной классификации. С учетом заявленных проектов, в центральной части города на подходе объекты еще на 500-600 номеров. Кроме того, на рынке есть запас расселенных зданий, которые активно предлагаются инвесторам и гостиничным операторам.
 
«Объем предложения в центральной части города уже вполне достаточен, - считает руководитель отдела инвестиционного консалтинга Astera St.Petersburg Александр Волошин. - На сегодняшнем этапе отрасль гостеприимства надо развивать не за счет целевого предоставления участков под новые гостиницы, а за счет программы по привлечению туристов и повышения наполняемости существующих объектов. В Петербурге среднегодовая загрузка всей номерной емкости – 40% , при том, что в период «белых ночей» она достигает 90-95 % . Такой сезонности во всем мире нет. Как равномерно распределить потоки туристов – это задача самих операторов и городского комитета по туризму».
 
Директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков называет отмену льгот неоднозначной и полагает, без новых инструментов поддержки отрасли не обойтись. «Несколько лет назад принятие адресной программы стало шагом навстречу девелоперам. Но на практике инвесторы сталкиваются и с другими трудностями, мешающими работе. Этот бонус не настолько ощутим по сравнению с реальными проблемами. Администрация города должна искать другие инструменты, которые будут стимулировать работу гостиничного бизнеса. В частности, строительство новых отелей сдерживается сложностью процедур согласований, которые необходимо пройти инвестору. Нужно упрощать ее, тем самым стимулируя выход на рынок серьезных и сильных брендов. Достойных отелей в городе немного, рынок неструктурирован и эти проблемы нужно решать».

Текст: Александр Смирнов