Оказалось, что «Стремберг» несколько месяцев вел переговоры с «Санкт-Петербургом», пытаясь различными способами урегулировать конфликт. В частности, как заявил на суде Александр Кожин, он даже предлагал погасить долг перед финансовым учреждением за счет собственного имущества – тринадцати таун-хаусов в Озерках и земельного участка в поселке Оредеж площадью 700 га. Позиция банка «Санкт-Петербург» осталась неизменной: непрофильные активы учреждению не нужны. Финансисты считают, что единственный способ вернуть долг – начать процедуру банкротства компании.

Последний шанс
Ожидалось, что на сегодняшнем заседании арбитражного суда в компании введут процедуру наблюдения: «Стремберг» так и не смог рассчитаться с «Санкт-Петербургом». Но вновь сумел доказать, что имеет для этого необходимые ресурсы.
За минувшую неделю, прошедшую со дня предыдущего судебного разбирательства по делу, «Стремберг» два раза обращался в банк «Санкт-Петербург» с просьбой провести совещание по вопросу урегулирования задолженности. Ответ финансистов был лаконичен: письма должника не содержат никаких конкретных предложений по погашению долга, а, значит, встречаться нет смысла.
 
Звездой сегодняшнего заседания по делу был глава совета директоров ЗАО «Стремберг» и бывший председатель комитета по транспортно–транзитной политике Петербурга Александр Кожин. По его словам, проблема банкротства компании «создана искусственно».
 
В пылу полемики Александр Кожин не скупился на обещания, эпитеты и обвинения в отношении противной стороны. «В ближайшее время банк ВТБ должен выделить «Стрембергу» кредит на 2,7 млрд рублей. Проблему можно было урегулировать и раньше – мы неоднократно обращались в различные банки с просьбой предоставить средства. Однако, по моей информации, сразу же после этих обращений представители «Санкт-Петербурга» звонили им и просили «соблюдать банковскую этику». А точнее – не выдавать нам кредит», - заявил он.
 
Как утверждает глава «Стремберга», он несколько раз предлагал рассчитаться с банком «Санкт-Петербург» своим собственным имуществом, в частности, тринадцатью коттеджами в Озерках и земельным участком в поселке Оредеж. На что получал решительные отказы.
 
«Прошу суд не подходить формально к данному вопросу – стоимость активов компании превышает 5 млрд рублей, и мы в состоянии рассчитаться по кредиту. В строительство спортивно-развлекательного комплекса в парке 300-летия Петербурга мы вложили $160 млн, а банк «Санкт-Петербург» - лишь $30 млн. Происходящее напоминает рейдерский захват. Если в отношении «Стремберга» введут процедуру наблюдения, город не получит самый большой развлекательный комплекс в Европе», - заявил Александр Кожин и попросил перенести заседание – в последний раз.
 
«Компания итак находится в затруднительном положении – все активы и счета арестованы за долги перед «Санкт-Петербургом». Мы лишь просим предоставить последний шанс избежать банкротства – отложить заседание на несколько недель», - заявили юристы «Стремберга».
По словам Александра Кожина, уже завтра руководство банка ВТБ проведет совещание по вопросу предоставления «Стрембергу» кредита. Пока же, как заявили «БН.ру» в пресс-службе финансового учреждения, «вопрос находится на рассмотрении».
 
Не давите на жалость
Несмотря на красноречие Александра Кожина, позиция юристов «Санкт-Петербурга» была непреклонной: представители банка заявили о том, что возражают против отложения дела, а долг можно погасить и в рамках процедуры наблюдения. В подтверждение своих слов юристы финансового учреждения представили письмо за подписью первого заместителя председателя правления Банка «Санкт-Петербург» Владимира Скатина. По его словам, с конца 2008 года должник прекратил исполнять все обязательства по кредиту. «С этого времени «Стремберг» не представил банку ни единого предложения по погашению долга – судя по всему, у компании нет желания отдавать средства», - заявил Владимир Скатин.
 
«Получается, что должник попросту не хочет отдавать деньги и давит на жалость. У руководства банка уже даже нет желания общаться с представителями «Стремберга» - никаких вразумительных предложений они не представляют. Таун-хаусы и прочие непрофильные активы банку не нужны», - заявили юристы «Санкт-Петербурга» и попросили суд ввести в компании наблюдение.
Однако служители Фемиды все-таки пошли навстречу компании и дали ей последний шанс погасить долг перед «Санкт-Петербургом»: судьба «Стремберга» решится 24 мая. Если в этот день представители компании не представят суду документы, подтверждающие погашение долга, банкротства избежать не удастся.
 
Не исключено, что на судей подействовало обещание Александра Кожина лично встретиться в ближайшие дни с Президентом РФ Дмитрием Медведевым и рассказать ему о проблемах «Стремберга». «БН.ру» не удалось выяснить у господина Кожина, какие у него есть основания рассчитывать на аудиенцию у главы государства.
 
Путь к банкротству
Иск о банкротстве банк «Санкт-Петербург» подал в феврале текущего года – спустя пять месяцев после того, как арбитраж вынес решение о взыскании с ЗАО «Стремберг» 944,7 млн рублей долга. Сам процесс взыскания длился почти год: «Санкт-Петербургу» удалось арестовать недостроенный комплекс «Питер-лэнд» площадью 32 тыс. кв. м. в парке 300-летия. Договор о выделении кредита стороны подписали весной 2008-го – на предоставленные под залог акций «Стремберга» средства компания намеревалась построить спортивный комплекс с гостиницей и яхт-клубом. «Стрембергу» пообещали около 2 млрд рублей, однако фирма успела получить менее половины этой суммы. Проект хотели завершить в лету прошлого года, однако комплекс до сих пор не ввели в строй.
 
После того, как начался кризис, «Санкт-Петербург» потребовал строящиеся объекты «Стремберга» в качестве дополнительного обеспечения по кредиту. Девелопер подал встречный иск, пытаясь обязать банк продолжить финансирование проекта, однако дело проиграл.

Текст: Сергей Бардин