Сегодня, 26 апреля, Внешэкономбанк (ВЭБ), Сбербанк России и ООО «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК) заключили соглашение о кредитовании на сумму 29,2 млрд рублей проекта строительства скоростной автотрассы Москва - Санкт-Петербург. Речь идет о первом участке – между 15-м и 58-м км, который пройдет по территории Москвы и Московской области. Соглашение предусматривает, что кредит будет предоставлен на паритетных условиях на срок 20 лет. Кроме того, как сообщил председатель правления ВЭБ Владимир Дмитриев, его банк также собирается приобрести до 70% облигаций СЗКК, использовав для этих целей средства Пенсионного фонда. Как пояснил президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф, СЗКК в течение ближайших полутора лет выпустит двадцатилетние рублевые облигации на 10 млрд рублей. Сбербанк также намерен участвовать в выкупе облигаций. Часть выпуска получит гарантии РФ. Ранее Греф говорил, что общий объем кредита составит 33,5 млрд рублей, в том числе 4,5 млрд – на возмещение НДС.
Согласно мартовскому постановлению Правительства РФ о предоставлении госгарантий под инфраструктурные облигации, СЗКК сможет сделать пять облигационных выпусков по 20 лет каждый, но объем последнего составит не 5 млрд рублей, как первых четырех, а 4,54 млрд.
СЗКК победила в прошлогоднем конкурсе на строительство участка 15-58 км. Соглашение с ней было подписано в июле прошлого года. СЗКК объединяет группу компаний Vinci и входящую в нее Eurovia Travaux Ferroviaires - французскую компанию, специализирующуюся на строительстве транспортной инфраструктуры. Основным участником проекта является французская корпорация Vinci. Строительство участка начинается в 2010 году, срок строительства - 36 месяцев. Общая стоимость прокладки участка составляет около 63,4 млрд рублей, из них 23 млрд рублей будет выделено из Инвестиционного фонда РФ, остальные средства привлекает концессионер. Движение по трассе должно быть платным (речь идет не о всей протяженности магистрали, а о ее части). Стоимость проезда – около 3 рублей за 1 км.
Протяженность всей дороги от Москвы до Петербурга составит около 650 км. Как сообщил «БН.ру» гендиректор ЗАО «Институт «Стройпроект» Алексей Журбин (его компания выполняет субподрядные работы по проектированию трассы), к августу 2010 года должно быть завершено проектирование участков дороги, проходящих по территории Новгородской и Тверской областям. После этого будет объявлен концессионный конкурс на строительство трассы от 58-го км Московской области до Петербурга.
Во сколько обойдется строительство всей магистрали, Минтранс пока не говорит. Прошлым летом глава министерства Игорь Левитин оценивал проект в 570 млрд рублей, из которых около 230 млрд - внебюджетные источники. Расчетная скорость движения по магистрали 150 км/ч.
Деньги заблудились в лесу
По словам Владимира Дмитриева, продолжаются переговоры о возможном участии в строительстве трассы со стороны Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Год назад Минтранс сообщал о том, ЕБРР и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) могут выделить на эти цели в общей сложности 500 млн евро. В ноябре прошлого года стороны даже подписали меморандум о сотрудничестве по этому проекту.
Однако в дело вмешались экологи. Прошлой осенью активизировались природоохранные организации (в их числе Greenpeace, WWF, «Движение в защиту Химкинского леса» и др.), которые с момента определения варианта прохождения трассы выступали против ее строительства. Они считают, что из-за неверно выбранного маршрута трассы погибнет Химкинский лес. Согласно проекту, трасса пройдет через район Бусиново (восточнее Ленинградского шоссе), на ней будет построено 32 развязки, 85 мостов и 167 путепроводов. Для строительства дороги участки общей площадью 150 га были переведены из земель лесного фонда в земли транспорта.
Экологи обратились в ЕБРР и ЕИБ с предложением внимательнее изучить экологическую часть проекта трассы. А сами тем временем подали в суд иск, требуя отменить соответствующее распоряжение правительства от 5 ноября 2009 года и пересмотреть маршрут. Но 1 марта Верховный суд РФ признал действия правительства по этому проекту законными.
В феврале 2010 года тему обсуждал Совет при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека под председательством Эллы Памфиловой. Совет согласился с экологами, причем обнаружил «фальсификацию статуса земель в документации по проекту». «Центр антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International» начал процедуру коррупционного анализа данного проекта. Сами экологи, не добившись правды в Верховном суде, направили иск в Страсбургский.
Президент Дмитрий Медведев, которому в ходе его мартовского визита во Францию представители компании Vinci пожаловались на проблемы с финансированием трассы, пообещал лично разобраться в этом вопросе.
Никакого ответа от Медведева экологи так и не дождались и решили задействовать для своей борьбы авторитет уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина. В конце марта этого года он обратился к генпрокурору России Юрию Чайке с просьбой разобраться в этом конфликте. «Выбран вариант прохождения трассы по территории Химкинского леса Истринского лесничества, который входит в лесопарковый защитный пояс города Москвы. Названное решение вызвало широкий общественный резонанс, поскольку оно противоречит нормам лесного законодательства, а его реализация причинит огромный ущерб окружающей природной среде», - пишет Владимир Лукин. В качестве подтверждения своих слов он апеллирует к статье 102 Лесного кодекса,, которая запрещает осуществление в лесной зоне «деятельности, несовместимой с его целевым назначением и полезными функциями». «Правовой анализ кодекса свидетельствует, что в защитных лесах вырубки запрещены. Таким образом, даже после перевода земель лесного фонда в иную категорию лес сохраняет свой правовой статус защитного, а установленные законом для его использования ограничения и запреты продолжают действовать», - говорит обмудсмен. Он отмечает, что существует еще несколько вариантов прохождения трассы, огибающие лес, но они существенно удорожают проект. По мнению Владимира Лукина, «в демократическом правовом государстве, каким является Российская Федерация, никакие экономические интересы не могут быть превыше требований законности, служить оправданием потребительского отношения к природе, игнорировать мнение общественности».
Ведущий специалист департамента инвестиционного моделирования ИК «Энергокапитал» Александр Игнатюк сомневается, что именно из-за экологических проблем возникли сложности с привлечением в проект денег европейских банков. Он полагает, что для них важнее экономические показатели, в которых финансистам, видимо, пока не все ясно.
Между тем ни ЕИБ, ни ЕБРР пока не вынесли решения о своем участии в строительстве трассы между российскими столицами. Директор PR-службы российского представительства ЕБРР Ричард Уоллис заявил «БН.ру», что банк в данный момент «продолжает тщательно изучать документы по этому проекту, особенно его экологическую составляющую, причем это касается не только Химкинского леса». Ричард Уоллис не смог уточнить, что именно беспокоит банк и когда можно ждать решения, но сказал, что вопросы к проекту серьезные.

Текст: Ольга Мягченко