Финансовая документация по предоставлению кредитов будет подписана к 29 апреля. К этому же сроку завершится и процесс передачи активов аэропорта новому оператору.

О начале размещении займа для реконструкции аэропорта «Пулково» сообщила сегодня пресс-служба ВТБ. По информации банка, консорциум привлечет более 700 млн евро сроком на 15 лет. «Размещение проходит, прежде всего, среди международных банков развития: ЕБРР, Международной финансовой корпорации, Северного инвестиционного Банка, Евразийского банка развития, Черноморского банка торговли и развития, а также ВЭБ. Большинство из них уже получили одобрение советов директоров», - сообщили в ВТБ.
 
Финансовым консультантом консорциума в процессе привлечения средств для «Пулково» выступает компания «ВТБ Капитал». Она же принимает участие в формировании оптимальной структуры финансирования проекта. Ожидается, что кроме средств от банков развития в стройку будут вложены деньги западных коммерческих банков - до 200 млн евро сроком на 12 лет. «На данный момент сумма заявок от коммерческих банков превысила первоначально запланированный размер кредита в два раза», - сообщили в ВТБ.
 
Сумма займов составит в рублевом эквиваленте примерно 35 млрд рублей, что многократно превосходит выручку и прибыль аэропорта. Выручка аэропорта в 2008 году оказалась равной 4,423 млрд рублей, а чистая прибыль – 896 млн рублей. Так что пока непонятно, за счет каких источников предприятие будет отдавать долг. «Реализация проекта увеличит ежегодную прибыль аэропорта «Пулково» на 15% и более относительно докризисных уровней», - прогнозирует главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
 
«Существующий аэропорт, являясь четвертым по величине в стране, не соответствует ни мировым стандартам, ни потребностям дальнейшего развития города. Это очевидно. Поэтому эффективность проекта его реконструкции с увеличением пассажиропотока в течение 15 лет более чем в два раза и выходом на международный уровень сервиса не вызывает сомнений у международных финансовых институтов», - говорит директор департамента консалтинга и оценки недвижимости ГК ЛАИР Светлана Чевдарь.
 
Стоимость привлекаемых ресурсов участники сделки не разглашают. Эксперты предполагают, что она буден ниже рыночных ставок. «Реконструкция аэропорта требует длинных и дешевых денег, которых в настоящее время в России нет. Посмотрите - в район «Пулково» инвестируют, в основном, компании с иностранным капиталом, которые совершенно иначе относятся к проектам развития транспортной инфраструктуры, считая их достаточно привлекательными и не слишком рискованными», - говорит директор департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерина Марковец.
 
«С учетом текущих ставок облигаций транспортного сектора РФ, а также, принимая во внимание высокую долю российских госструктур в консорциуме по реализации этого инфраструктурного проекта, полагаю, что стоимость средств привлечения в данном случае будет равной, приблизительно, 6-6,5% годовых», - прикидывает Александр Осин.
 
«Проект интересен иностранцам благодаря административной поддержке на местном уровне», - добавляет директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков.
 
«Общий объем инвестиций покроет расчетные проектные показатели. А в случае превышения затратами на строительство запланированных уровней можно будет использовать дополнительные кредитные линии от коммерческих банков, которые поступают сейчас», - утверждает руководитель отдела инвестиционного консалтинга ASTERA St.Petersburg Александр Волошин. По его словам, задача «ВТБ Капитал» будет заключаться лишь в правильном фазировании привлекаемых средств.

Открытый конкурс по проекту реконструкции аэропорта «Пулково» был объявлен в мае 2008 года по инициативе правительства Петербурга. Победителем в июне 2009 года стал консорциум - ООО «Воздушные ворота Северной столицы». В него входит группа ВТБ (владеет 57,5% консорциума), компания Fraport AG (международный оператор аэропортов и владелец Франкфуртского аэропорта) - владеет 35,5%, а также Horizon Air Investments (дочерняя компания греческого строительного и инвестиционного конгломерата Copelouzos Group) - владеет 7%.

Общий объем финансирования проекта реконструкции «Пулково» на период 2010-2013 годов запланирован на уровне около 1,3 млрд евро. Из них почти половину составят заемные средства, остальное внесут акционеры пропорционально своим долям (ВТБ в рамках 30-летнего договора концессии внесет примерно 220 млн евро).
 
Консорциум получит в аренду существующую инфраструктуру аэропорта, находящуюся на балансе ОАО «Аэропорт Пулково», а также право выкупа всей техники и оборудования, которые необходимы для дальнейшей эксплуатации транспортного узла.
Официально передача существующих активов аэропорта «Пулково» консорциуму должна завершиться 29 апреля. К этой же дате будет подписана вся финансовая документация по предоставлению кредитов. Об этом сообщил председатель правления банка ВТБ Андрей Костин. Он еще в прошлом месяце заявлял, что «все основные вопросы, связанные с этим, решены - остались мелкие юридические и технические детали». А губернатор Петербурга Валентина Матвиенко отмечала, что «забить символически первые сваи первой фазы стройки планируют не позднее июня». Первый этап строительства терминала, по словам губернатора, будет завершен к концу 2013 года.
 
Новый терминал площадью 176 тыс. кв. м. к 2025 году сможет обслуживать до 25 млн пассажиров ежегодно (сейчас его пассажирооборот составляет 7,7 млн человек). В рамках проекта планируется также провести модернизацию пассажирского терминала «Пулково-1», обслуживающего внутренние рейсы. С момента запуска обновленного «Пулково» консорциум будет отчислять в бюджет города ежегодно по 11,5% от доходов аэропорта. Ожидается, что данная сумма превысит 1 млрд рублей.
Новый оператор «Пулково» планирует увеличивать неавиационные доходы порта, развивая на его территории гостиничный, торговый и ресторанный бизнес. В Европе нормальной считается доля неавиационных поступлений в размере 50-60% от всей прибыли авиаузла. Сейчас этот показатель у «Пулково» составляет чуть более 20%.

Текст: Наталья Ковтун