Отрасль авиаперевозок пережила кризис благополучно. Падение показателей пассажирооборота было компенсировано снижением цен на нефть. Экономия от подешевевшего керосина почти полностью покрыла потери от незаполненных посадочных мест. Сейчас отрасль авиаперевозок постепенно восстанавливает объем перевозок. По прогнозам IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта), в 2010 году пассажироперевозки в мире вырастут на 4% после 7% падения в 2009 году.

У российской отрасли авиаперевозок дела обстоят даже чуть лучше. Дно было пройдено в апреле 2009 года (-20% к апрелю 2008 г.). С мая 2009 года начался небольшой, но устойчивый рост, а октябрь прошлого года стал первым месяцем, когда объем перевезенных пассажиров вырос по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (+2,2%).  Все это свидетельствует о том, что отрасль уже вышла из кризисного состояния.

При этом российский рынок имеет больший потенциал роста по сравнению со среднемировыми значениями благодаря низкому уровню мобильности населения, которая будет увеличиваться с ростом ВВП. По прогнозам компании Airbus авиаперевозки в России будут расти на 7-9% в год до 2015 года. Впрочем, не все игроки смогут поддержать этот темп.

«Регионалы» обречены

Сейчас пять крупнейших авиакомпаний России перевозят более 60% пассажиров. Большинство малых операторов не эффективны из-за старого авиапарка. Поэтому российскую отрасль авиаперевозок неминуемо ждет процесс консолидации, за счет поглощения маленьких компаний их более успешными конкурентами.

В результате сделок по слиянию и поглощению крупнейшие авиакомпании смогут решить проблему захвата новых региональных маршрутов. Сейчас выход на тот или иной маршрут представляет определенные проблемы. Часть авиакомпаний, аффилированных с аэропортами, активно препятствую появлению конкурентов. Региональные власти активно поддерживают существующее положение дел, так как местные компании являются источником доходов для регионального бюджета.

Однако это сопротивление обречено из-за неспособности небольших авиакомпаний инвестировать достаточные средства в поддержание и обновление парка воздушных судов. Воздушный транспорт страны требует в ближайшие годы обновления парка в связи с выработкой ресурса и техническим устареванием самолетов. Около 70% воздушных судов находятся на заключительной стадии эксплуатации. К тому же не каждому авиаперевозчику под силу иметь собственную производственную базу для полного цикла технического обслуживания самолетов. В России подобные базы есть только у ведущих компаний — «Аэрофлота», «Сибири», «ЮТэйра» и «Трансаэро».

Кусочки пирога

Кризисный год уже способствовал перераспределению маршрутов авиакомпаний и увеличению рыночной доли лидеров. По итогам 2009 года «Аэрофлот» нарастил свою долю на 1,2% до 35%, «Трансаэро» - на 2,2% до 20,5%, а «ЮТэйр» - на 1,9% до 13,9%. Авиакомпания «Сибирь» из-за финансовых неурядиц понесла существенные потери и потеряла 4,2% от своей рыночной доли, теперь на нее приходится только 18,3% от общего пирога.

Успешное наращивание рыночной доли компаниями «ЮТэйр», «Аэрофлот» и «Трансаэро» можно объяснить грамотной тарифной политикой. «Трансаэро» одной из первых объявила о снижение тарифов в конце 2008 года, а «ЮТэйр» полностью отменил топливный сбор с 1 февраля 2009 года. Все три компании также отличают высокие показатели использования мощностей: по итогам 2009 года процент занятости пассажирских кресел у «Трансаэро» составил 81,5%, у «ЮТэйра» - 73,1%, у «Аэрофлота» – 70,1%.

Акции отстают от прибыли

Оперативные меры позволили авиакомпаниям улучшить свои финансовые результаты. Например, в 2009 году чистая прибыль «Аэрофлота», рассчитанная по международным стандартам финансовой отчетности, выросла по сравнению с предыдущим периодом в 2,7 раза – с $37 млн до $100 млн. В то же время акции компании с апреля 2009 года (когда была опубликована отчетность) выросли всего в 1,85 раз с 35 рублей до 65 рублей за акцию. Безусловно, это очень сильное упрощение, но курсовая стоимость акций зависит от того, насколько успешно идут дела у компании. И если ее прибыль увеличивается в 2,7 раза, то можно рассчитывать на пропорциональный рост стоимости ее акций. Таким образом, у бумаг «Аэрофлота» остается потенциал роста порядка 45% - до 94,5 рублей.

Акции «Трансаэро» не торгуются на бирже, хотя компания и заявляла о планах IPO в 2010 году. Поэтому рассматривать ее показатели чистой прибыли не имеет смысла.

А вот у «ЮТэйра» чистая прибыль, подсчитанная по российским стандартам бухгалтерского учета, выросла также в 2,7 раз до 203,554 млн руб. Акции за этот же период подорожали в 2,7 раз, до 13,5 рублей.

Живем, как на вулкане

Извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, в результате которого над Европой распространилось гигантское облако пепла, стало причиной закрытия аэропортов, отмены рейсов и, в результате, многомиллионных убытков авиаотрасли.

IATA тщательно подсчитала все убытки и выяснила, что извержение Эйяфьятлайокудля «обходится» авиакомпаниям со всего света в 200 миллионов долларов в день. Есть и оценки ущерба конкретных перевозчиков. Так, например, Air France, крупнейшему перевозчику в ЕС, каждый день простоя стоит 35 млн евро. Ежедневные потери British Airways достигают 15-20 млн фунтов стерлингов. Новости об убытках сказались на стоимости акций этих авиакомпаний. За несколько дней, они просели на 4-6%.

Российским авиакомпаниям ничего не грозит. ЮТэйр специализируется на перелетах внутри России, а «Аэрофлот» по состоянию на 21 апреля отложил всего 64 полета, в результате чего его потери не превысили $0,5 млн.

Начиная с 21 апреля ситуация стабилизировалась. Облако пепла ушло в сторону Северного полюса, а авиасообщение в Европе возобновилось. По оценкам экспертов вулкан еще может преподнести сюрпризы, но, похоже, основная опасность уже миновала.

Вертолеты-спасители

Основным конкурентным преимуществом «ЮТэйр» перед другими авиаперевозчиками является ее вертолетный сегмент. Помимо традиционной перевозки пассажиров на самолетах, у компании есть крупнейший в России парк вертолетов, с помощью которого она осуществляет пассажирские и грузоперевозки. Именно он стал настоящим спасением для компании в трудный 2009 год. Основные заказчики компании: Сургутнефтегаз, Роснефть, Газпром-авиа, THK-BP, Интегра, BP, Shell, Новатек, Marathon Oil Company - платят за доставку геологов и оборудования на новые месторождения охотно и стабильно. Ведь конкурентов у «ЮТэйр» в этой нише попросту нет.

Помимо сильных позиций на российском рынке, «ЮТэйр» является глобальным вертолетным оператором и входит в число лидеров на мировом рынке вертолетных услуг, наряду с такими компаниями как Canadian Helicopters (Канада), Bristow Helicopters (Великобритания) и Offshore Logistics (США ). С 1991 года компания является основным партнером ООН, предоставляя транспортные услуги в рамках миротворческих миссий. «Красный крест» также не скупится на оплату перевозок с помощью вертолетов, именно поэтому данное направление бизнеса занимает существенную часть – 18% - в выручке компании.

«ЮТэйр» активно разрабатывает золотую жилу и реализует амбициозную программу по созданию международной сети дочерних вертолетных компаний. В 2004 году авиакомпания открыла компанию UTAIR South Africa в Южно-Африканской Республике (ЮАР ). В 2006 году была зарегистрирована компания в Индии. В августе прошлого года «ЮТэйр» стала владельцем 75% перуанской вертолетной компании Helisur, которая эксплуатирует около 10 вертолетов Ми-8 MTV-1 и 1 вертолет Ми-171. Выход на рынок Латинской Америки сулит немалые выгоды – именно в этом регионе ведут свои работы крупнейшие горнодобывающие и нефтяные компании мира, такие как CVRD, Rio Tinto и Petrobras. В будущих планах компании освоение Северной Америке, Азии и Австралии.

Дряхлые самолеты и покровители

Есть у компании и откровенно слабые места. Из пятерки крупнейших российских авиаперевозчиков «ЮТэйр» обладает наиболее устаревшим парком авиатехники – около 78% всех самолетов авиакомпании составляют самолеты марки Ту, Ан и Як. Главный недостаток старых самолетов – высокое потребление авиакеросина, что в условиях высоких цен на нефть чревато высокой себестоимостью полетов и низкой прибылью. Руководство компании прекрасно осознает эту проблему и постепенно решает ее. Даже в кризисный 2009 год компания не снизила темпы обновления парка. По его итогам компания пополнилась 10 самолетами Boeing 737 и 3 новенькими Ми-171. Компания также планирует закупки 15-ти 50-местных самолетов Bombardier или Embraer в 2010-2012 годах. Осуществлять задуманные планы компании помогает серьезный покровитель.

«ЮТэйр» официально не раскрывает своих конечных бенефициаров, однако по данным ряда СМИ около 75,64% компании принадлежит структурам, аффилированным с Сургутнефтегазом. Благодаря этому у компании нет проблем с привлечением заемных средств под сравнительно небольшой процент. Например, в течение последних пяти лет доходность по облигациям «ЮТэйр» оставалась на уровне 10%, тогда как у аналогов она составляла 15-18%. Это может служить косвенными признаками уверенности инвесторов в кредитном качестве эмитента и аффилированностью с сильным акционером.

В 2009 году генеральный директор компании Андрей Мартиросов нарастил свою долю в «ЮТэйр» в 2,5 раза до 0,12%. Подобные действия главы компании в кризисный год также служат позитивным сигналом для инвесторов, отражая уверенность руководства в дальнейшей деятельности перевозчика.

Таким образом, можно предположить, что наличие сильного акционера и доступных кредитных средств, позитивно отразится на темпах обновления авиапарка компании, что в свою очередь скажется на финансовых результатах «ЮТэйр» и росте стоимости ее акций в долгосрочной перспективе.

Ядро консолидации отрасли

Аэрофлот – крупнейшая авиакомпания России, отличается стабильным ростом своих показателей. Однако рост ее акций в долгосрочной перспективе может быть ограничен размерами бизнеса. Маленькой компании гораздо проще активно расти, нежели гиганту с многомиллиардными оборотами. Впрочем, благодаря недавним событиям в отрасли, долгосрочные перспективы «Аэрофлота» заиграли новым светом.

В феврале 2010 года премьер России Владимир Путин согласился с идеей министра транспорта Игоря Левитина об объединении «Аэрофлота» с авиатранспортными активами Ростехнологий (так называемый холдинг «Росавиа»). Ключевыми активами, передаваемыми «Аэрофлоту», являются ГТК «Россия» и Владивосток Авиа – основные игроки крупнейших российских хабов. Данные активы позволят Аэрофлоту укрепиться в перспективных регионах (Санкт-Петербург и Приморский край), провести оптимизацию сети и повысить конкурентоспособность на азиатском рынке. А в долгосрочной перспективе все это поможет увеличить долю на рынке, что неминуемо скажется на росте акции «Аэрофлота».

Комментарии управляющих

По словам управляющего фондом «УНИВЕР – фонд перспективных акций» и «УНИВЕР – фонд акций» Константина  Вахромкина, акции компании «ЮТэйр» занимают 4,5% в портфеле фонда «УНИВЕР – фонд перспективных акций». Это один из самых интересных эмитентов среди компаний с маленькой капитализацией - во многом благодаря вертолетному сегменту бизнеса «ЮТэйр». Компания активно развивает это направление и может в долгосрочной перспективе занять серьезные позиции в Тихоокеанском регионе. «Главный минус этой компании в устаревшем парке самолетов, однако руководство вкладывает деньги в модернизацию и мы видим позитивные изменения в этом направлении. До конца года акции точно вернутся к своим докризисным уровням.

Акции Аэрофлота есть в портфеле «УНИВЕР – фонд акций», на их долю отведено 6%. На мой взгляд акции не до конца компенсировали то падение, которое произошло в 2008 году. Учитывая хорошие финансовые показатели компании я ожидаю рост до 94,5 рублей за акцию. Извержение вулкана в Исландии не окажет значимого влияния на операционные показатели российских компаний. Доля международных полетов в прибыли «Аэрофлота» существенно меньше российских направлений, а ЮТэйр и вовсе совершает полеты только внутри России», - прогнозирует Константин  Вахромкин.

По мнению управляющего фондом «МДМ – мир акций» Виталия Исакова, основным риском для всех авиакомпаний является удорожание авиакеросина, цена на который зависит от мировых цен на нефть. Учитывая низкую маржу в отрасли, резкий рост цен на авиакеросин приводит к потере рентабельности. «По нашим прогнозам цены на нефть не превысят $80 за баррель, с учетом растущего объема пассажироперевозок, акции авиакомпаний являются хорошей инвестиционной идеей. Доля «Ютэйра» в нашем портфеле 3,7%, акции «Аэрофлота» занимают 5,3%. По нашим оценкам потенциал их роста составляет не менее 30% в течение ближайших 6 месяцев. На наш взгляд извержение вулкана нанесло существенный ущерб европейским компаниям, а вот российские авиаперевозчики не сильно пострадали. Согласно последним данным полеты в Европу возобновились, поэтому потери «Аэрофлота», надо заметить незначительные, будут компенсированы повышенной заполняемостью мест на рейсы, отправляющиеся в Европу», - говорит Виталий Исаков.

По словам управляющего фондом «ОТКРЫТИЕ — Акции» Владислава  Яниковского, рост операционных показателей «Аэрофлота» и «ЮТэйр», значительно превышает среднемировые темпы, и, на фоне низкой стоимости акций по финансовым мультипликаторам, делает их привлекательными в долгосрочной перспективе.

«Котировки «ЮТэйр» просели в кризис значительно сильнее, чем котировки «Аэрофлота». Если же сравнить динамику акций от более стабильной базы - исторических максимумов, то видим, что акции «ЮТэйр» изменились вместе с «Аэрофлотом» практически одинаково (-36% и -41% соответственно). У акций обеих компаний есть потенциал для роста. В нашем портфеле доля акций «ЮТэйр» составляет 4,2%, акций «Аэрофлота» - 5,6%. Думаем, что к концу года они точно вернутся к своим историческим максимумам, что подразумевает потенциал роста до 20,5 рублей и 110 рублей, соответственно», - рассуждает Владислав  Яниковский.

 
NB: Настоящая публикация носит исключительно информационный характер и не является предложением о продаже или попыткой купить или продать какие-либо ценные бумаги, на которые в публикации может содержаться ссылка, или предоставить какие-либо инвестиционные рекомендации или услуги. Настоящая публикация основана на информации, которую мы считаем надежной, однако не утверждаем, что все приведенные сведения абсолютно точны. Мы не несем ответственности за использование читателями информации, содержащейся в настоящей публикации, а также за операции с ценными бумагами, упоминающимися в ней.

Текст: Николай Романов