Конкурс на проектирование парковок объявлен от имени комитета по транспорту Петербурга в лице одной из его структур – ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей» (ГЦАГ).
На торги выставлено 17 адресов, общая стоимость работ составляет 15,77 млн рублей. Общая площадь будущих стоянок – свыше 189,7 тысячи кв. м. Среди них есть и совсем маленькие площадки (например, площадь участка на Малой Карпатской – 1,754 тысячи «квадратов»), и довольно крупные объекты (парковка в Парголово займет 95 тысяч кв. м).
Вскрытие конвертов с заявками намечено на 26 мая, подведение итогов – на 2 июня 2010 года. Сроки выполнения работ по разным лотам – от 90 до 210 дней. Финансировать проектирование и строительство будет бюджет Петербурга.
Кого там перехватывать?
Сейчас в Петербурге действуют перехватывающие парковки рядом со станциями метро «Волковская», «Ладожская», «Проспект Просвещения», «Парнас» и «Площадь Александра Невского-1». Они работают ежедневно с шести утра до пол-одиннадцатого вечера. В 2010 году ГЦАГ обещает открыть еще четыре стоянки: на Синопской набережной, у стации метро «Парнас», на проспекте Народного Ополчения и на улице Грибакиных. Кроме того, предполагается в качестве эксперимента организовать несколько парковок, где оплату с клиентов будут брать через электронные терминалы (на Дворцовой и Конюшенной площадях).
Общая идея программы строительства перехватывающих парковок – разгрузить центр Петербурга от частных авто и таким образом увеличить скорость передвижения общественного транспорта.
Говорить о том, насколько эта идея выполняется, сейчас пока рано – слишком мало стоянок еще построено. Однако наиболее явные проблемы их деятельности видны уже сейчас.
Принцип работы всех подобных парковок одинаковый. При въезде на стоянку автовладелец покупает у ее администратора проездной билет на две поездки в метро. На обратном пути возвращает использованный билет и забирает машину. То есть хранение авто в течение дня бесплатное. Если водителю требуется оставить машину на сутки, с него возьмут дополнительно 150-200 рублей.
Как будет спланирована дальнейшая работа перехватывающих парковок, какой объем инвестиций понадобится для их строительства, когда оно начнется, на какое количество транспорта они рассчитаны, «БН.ру» сегодня выяснить не вышло - начальник отдела развития и строительства автостоянок ГЦАГ Елена Чубчикова, которая отвечает за этот вопрос в ГЦАГ, от комментариев отказалась.
Между тем, вопросов к ГУП на тему деятельности уже существующих и запланированных к строительству парковок накопилось достаточно. Например, стоянка около «Волковской» рассчитана всего примерно на 40 авто, поэтому почти всегда на ней нет свободных мест. Примерно такие же возможности у площадки на проспекте Просвещения. К тому же расположена она довольно далеко от метро - примерно в километре.
Неделю назад, на одном из совещаний в Смольном, посвященном теме перехватывающих парковок, замдиректора ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей» Джонни Суханов пояснял, что строить парковки в непосредственной близости от метро почти невозможно – все подходящие для этого участки заняты коммерческими структурами. Суханов, однако, пообещал, что «парковки будут располагаться в шаговой доступности – не дальше, чем в полукилометре от станций метро». Но достаточно посмотреть адресный перечень выставленных на конкурс парковок, чтобы убедиться, что это не так. Например, от запланированной на Поэтическом бульваре, южнее дома 4, парковки до ближайшей станции метро «Озерки» больше километра. От будущей парковки на Кубинской, 81-83, до метро «Московская» - пара километров. Парковка на пересечении Малой Карпатской и Гашека и вовсе отстоит от метро «Купчино» километра на три. Перечисление можно продолжать.
Места для будущих стоянок выбраны не только далеко, но и неудобно для пользователей. Скажем, площадка на улице Грибакиных, восточнее дома 27, литера А, станция метро «Обухово». «И кого она там будет перехватывать? – недоумевают участники форума в интернете. – Колпинцам, чтобы туда попасть, нужно проехать через два переезда или простоять пробку в Металлострое и Рыбацком. Жители поселка имени Свердлова скорее предпочтут метро «Улица Дыбенко». Я бы еще понял, если бы паковка была в Обухово со стороны Купчино. Тогда хоть какая-то логика прослеживается».
Найти парковки не всегда просто. «На ладожской видел указатель: «Перехватывающая парковка», ведущий куда-то за заборы, когда сворачиваешь на Косыгина с Энергетиков. На Просвещения вообще сбит с толку - что за «участок 119 (южнее дома 30, кор. 1, литера А)»? Проезжал там сегодня, никаких указателей не видел», - делится наблюдениями один из водителей-форумчан, подписавшийся Egaron.
Недовольство горожан вызывает также система оплаты пользования парковкой. Участники другого интернет-форума на эту тему рассуждают так: если, оставив машину, водителю дальше нужно ехать на метро, то купленный на парковке проездной ему пригодится. А если ему нужно с машины пересесть на наземный транспорт, зачем покупать проездной в метро?
«Халява кончилась»
«Смысл перехватывающей парковки в том, чтобы она располагалась непосредственно около транспортного узла, и человеку было выгоднее, немного пожертвовав комфортом, выиграть во времени передвижения по городу. Тогда он будет оставлять свою машину и пересаживаться на общественный транспорт. Но земля у метро дорогая, и логично, что город далеко не всегда готов отдавать ее под социальный проект, имея возможность заработать на ней, предоставив под инвестиционные цели. И тогда получается, что планируемые парковки все больше удаляются от метро, а значит, теряется сам смысл их создания», - рассуждает директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков. Он добавляет: если человеку приходится регулярно много ездить по городу, то, скорее всего, для него дешевле выйдет перемещаться на автомобиле, чем на общественном транспорте, оставив машину на парковке. В числе серьезных проблем парковочной программы Игорь Лучков называет также недостаточно активную и внятную PR-кампанию. Многие автомобилисты не знают о существовании парковок или не в курсе их расположения.
Тем не менее, в целом и горожане, и эксперты рынка оценивают «перехватывающую» программу как положительную. «Это нормальная европейская практика. В том числе и по оплате стоянки. Она чисто символическая – потому что это не коммерческий проект для города, а социальный. Проблема в том, что слишком поздно в ГУП ГЦАГ пришло нормальное руководство. Хотя и ему уже удалось многое сделать. Но мы опоздали с развитием системы перехватывающих парковок как минимум года на четыре. Нужно срочно резервировать территории рядом с метро под парковки», - считает президент «Автоклуба 24» Денис Шубин. По его мнению, оптимально, если такая стоянка будет не дальше, чем в 400 метрах от станции метро. Правда, не везде рядом с метро есть достаточные для этого территории.
Аналитик отдела инвестиционного консалтинга ASTERA St.Petersburg Евгения Буторина считает, что в целом места, предназначенные для размещения перехватывающих парковок, выбраны достаточно удачно. «Основная цель – разгрузить центральную часть города от большого количества автотранспорта, тем самым упростить схему перемещения по городу, а также сохранить драгоценное время автомобилистов, которое в тратится в пробках. На мой взгляд, перехватывающие парковки можно организовывать и ближе к окраинам города, как в случае с парковкой на проспекте Просвещения», - говорит Евгения Буторина.
По ее оценке, для Петербурга оптимально иметь около 30 парковок, рассредоточенных по разным направлениям и районам. «Для удобства автомобилистов, которые болезненно воспринимают перемещение на общественном транспорте, парковки стоит располагать в пределах комфортной пешеходной доступности от станций метрополитена – три-семь минут», - отмечает Буторина.
«Халява кончилась. Люди должны понять, что за пользование машиной в мегаполисе нужно платить. Или не пользоваться ею вовсе», - говорит Денис Шубин.
 
Адресный перечень парковок, выставленных на конкурс по проектированию
№ лота
Наименование и описание лота
Лот № 1
пр. Испытателей, участок 81 (юго-западнее дома 5, корпус 2, литера А) (Приморский район)
ориентировочная площадь 4000 кв.м
Лот № 2
улица Кубинская д. 81-83 (Московский)
ориентировочная площадь 6 300 кв.м.
Лот № 3
Салтыковская дорога, участок 5 (севернее дома 18, литера А) (Красногвардейский)
ориентировочная площадь 3 000 кв.м.
 
Лот № 4
Морская набережная, участок 51, (напротив дома 41, корпус 1, литера А) (Василеостровский)
ориентировочная площадь 2820 кв.м
Лот № 5
Малая Карпатская улица, участок 14 у дома 6 литера А (южнее реки Волковки в створе ул. Гашека) (Фрунзенский)
ориентировочная площадь 1754 кв.м.
Лот № 6
Предпортовая ул. (3-й Предпортовый проезд) участок 109 у дома 87 лит А по Кубинской ул. (Московский)
ориентировочная площадь 3351 кв.м
Лот № 7
в районе пересечения пр. Энгельса и КАД (Выборгский)
ориентировочная площадь 30 000 кв.м
Лот № 8
пос. Парголово, восточнее ул. Заречной, д.23 (Выборгский)
ориентировочная площадь 95 000 кв.м
Лот № 9
Поэтический бульвар, участок 31 (южнее дома 4, литер А) (Выборгский)
ориентировочная площадь 1 830 кв.м
 
Лот № 10
Актерский проезд (проспект Просвещения, дом 45, литера Б) (Выборгский)
ориентировочная площадь 5 000 кв.м.
 
Лот № 11
первый Верхний пер., восточнее дома 2 (Выборгский)
ориентировочная площадь 6000 кв.м
Лот № 12
Касимовская ул., участок 2 (станция метрополитена «Волковская») (электрическая часть проекта)
ориентировочная площадь 3993 кв.м
Лот № 13
юго-восточнее пер. Витебского пр. и Звездной ул. (Витебский пр., участок 169) (электрическая часть проекта)
ориентировочная площадь 2487 кв.м
Лот № 14
улица Грибакиных, участок 115 (восточнее дома 27, литера А) (Невский) (электрическая часть проекта)
ориентировочная площадь 9764 кв.м
Лот № 15
Синопская набережная, участок 10 (у дома 30) (Центральный) (электрическая часть проекта)
ориентировочная площадь 5590 кв.м
Лот № 16
пр. Народного Ополчения, участок 137 (у дома 16) (Кировский) (электрическая часть проекта)
ориентировочная площадь 5814 кв.м
Лот № 17
ул. Малая Балканская, участок 53 (в створе Пловдивской улицы) (Фрунзенский) (электрическая часть проекта)
площадь 3026 кв.м
 
Источник – официальный сайт Гозаказа  
 

 

Текст: Ольга Мягченко